|
|
|
Катастрофа Ан-2 Западно-Сибирского УГА близ Таштагола |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 07 мая 1982 г.
Время: 20:42
Страна: СССР
Место происшествия: Кемеровская область, 25 км севернее а/п Таштагол
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-02183
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Западно-Сибирское УГА, Новокузнецкий ОАО
Рейс: 6758
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 184 летного отряда выполнял рейс №6758 Кемерово - Новокузнецк - Таштогол. Прогноз погоды по маршруту Кемерово - Таштагол (14:25 - 17:30) предусматривал: ложбина циклона, облачность 10 баллов верхняя, средняя, 4-7 баллов кучево-дождевая 500-700 м от наивысшей точки маршрута, видимость 6-10 км, давление 757 мм рт.ст., ветер на высоте от 100 до 500 м - 320-330° 40 км/ч. Фактическая погода по маршруту соответствовала выполняемому заданию: облачность 10 баллов, верхняя, средняя, 4-7 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая 400-600 от наивысшей точки маршрута, слабая болтанка, видимость более 10 км, местами слабый снег, видимость 7-8 км.
Взлет в а/п Новокузнецк произведен в 16:08 мск (20:08 местного времени). После взлета экипаж взял курс на н.п. Осинники для следования по маршруту Новокузнецк - Осинники - Кузедеево - Таштагол. В 16:19 экипаж доложил пролет н.п. Осинники на высоте 300 м и запросил диспетчера МДП разрешения занять 1300 м на Таштагол. Получив разрешение, экипаж занял высоту 1300 м и дал диспетчеру расчетное время выхода из зоны в 16:40. На повторный вызов диспетчера в 16:52 вместо экипажа Ан-2 ответил экипаж Ми-8 №22843. Не называя позывного, он дал время выхода из зоны в 17:15, чем дезинформировал диспетчера и задержал начало поисков. Экипаж Ан-2 на связь не выходил. Впоследствии, при выходе на связь с диспетчером а/п Таштагол, экипаж Ми-8 запросил местонахождение Ан-2, который следовал по маршруту впереди него. Экипаж Ан-2 на вызовы диспетчеров а/п Таштагол и МДП и экипажа Ми-8 не отвечал. Ми-8 №22843 был направлен на поиск, но из-за закрытия облачностью горы Пустаг (1570 м) и ее отрогов обнаружить самолет не смог. На следующий день экипаж Ми-8 №24685 обнаружил Ан-2 в 10:52 мск, в 8 км левее трассы Осинники - Таштагол, в горно-таежной местности, на склоне отрога горы Пустаг на высоте 1 050 м, в 25 км от а/д Таштагол с азимутом 12° (52°58’ СШ, 87°54’ ВД). При ударе пилотская кабина была полностью разрушена двигателем, фюзеляж деформирован в районе 8-9 шпангоутов. Часть правого верхнего крыла обнаружена на расстоянии 149 м от места столкновения с землей. Самолет остановился в вертикальном положении, на носу. Пожара не было. Катастрофа произошла в 16:42 мск (20:42 местного времени).
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
3 |
3 |
Пассажиры |
2 |
2 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
снижение |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-02183 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
13.07.1959 |
Заводской номер ВС |
112247302 |
Наработка ВС (часы) |
16746 |
Наработка ВС (циклы) |
20227 |
Силовая установка |
К 15212160 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
6758 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Западно-Сибирское УГА, Новокузнецкий ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Новокузнецк |
Пункт назначения |
Таштагол |
Начальный пункт маршрута |
Кемерово |
Конечный пункт маршрута |
Таштагол |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Установлено, что экипаж выполнял полет по спрямленному маршруту Осинники - Таштагол, хотя расчет в штурманском бортжурнале был произведен через Кузедеево, рассчитанная безопасная высота по минимальному приведенному давлению составляла 1165 м. В первой половине маршрута экипаж выполнял полет визуально, а затем в осадках, с последующим входом в облачность. После полета на высоте 1 300 м в течение 12 минут экипаж, с целью определения места самолета выходом на визуальный полет, преднамеренно приступил к снижению. При выходе из облачности экипаж прямо перед собой в непосредственной близости увидел препятствие (поросший лесом отрог горы) и, во избежание лобового столкновения, резко ввёл самолет в правый крен с увеличением мощности двигателя и взял штурвал на себя. С креном около 43° самолет правой верхней плоскостью ударился о сухой кедр высотой 7,9 м, что привело к разрушению концевой части плоскости и ее отрыву в районе крепления бипланной стойки. Разрушение правой верхней плоскости привело к увеличению крена. Самолет, сделав переворот через правое крыло, в перевернутом положении, с углом более 45° столкнулся с земной поверхностью на расстоянии 170 м от места первого удара о дерево. Фюзеляж от 1 до 6 шпангоута разрушился полностью, остальная часть фюзеляжа деформирована и имеет переломы в районе 8,15,19 и 22 шпангоутов.
На месте АП была следующая фактическая погода: облачность 10 баллов, верхняя, 4-7 баллов слоисто-кучевая, кучево-дождевая 100-200 м над местом события, осадки, видимость 4-6 км, ветер у земли 260-270° 10-13 м/с, отроги г. Пустаг кратковременно закрывались низкой облачностью в совокупности с выпадающими осадками.
Сопутствующей причиной уклонения от спрямленной трассы на 8 км левее явилось отключение ОПРС а/п Таштагол по причине обрыва силового кабеля.
|
Выявленные при расследовании недостатки |
Со стороны экипажа и УВД были допущены следующие нарушения:
- экипаж метеоконсультацию АМСГ в Новокузнецке не проходил, использовал бланк АВ-5 из Кемерово. Диспетчер АДП штурманский бортжурнал подписал, не проверив прохождение метеоконсультации экипажем, и выдал диспетчерское разрешение на вылет;
- диспетчер МДП, разрешив экипажу занять высоту 1300 м, не уточнила маршрут следования, ограничившись информацией о времени выхода из зоны. В 16:52 она не уточнила, экипаж какого ВС ей ответил без позывного, расхождение в расчетном времени выхода из зоны с ранее переданным ее не насторожило.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: причиной катастрофы явилось грубое нарушение требований п.п. 5.5.15 и 8.5.3 НПП ГА-78 экипажем, выразившееся в продолжении полета вне видимости земли и в снижении ниже безопасной высоты в горной местности.
Комиссией выявлен ряд серьезных недостатков в организации летной работы в 184 летном отряде.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|