Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Белорусского УГА в Новогрудском р-не Гродненской области
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  20 сентября 1979 г.
Время:  19:33
Страна:  СССР
Место происшествия:  Белорусская ССР, Гродненская область, близ н.п. Басино, Новогрудский район
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-56413
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Белорусское УГА, 70 ООАЭ
 


Описание
    Экипаж 70-й (Гродненской) ООАЭ (КВС Рыжаковский П.И., второй пилот Моргун Ю.Ф., здесь и далее все фамилии изменены)) в день происшествия после прохождения медосмотра в н.п. Роготно Дятловского р-на Гродненской области прибыл на оперативный аэродром для полетов на АХР в совхозе Роготно. Из-за неисправности погрузчика производственные полеты не были начаты. Для получения прогноза погоды и осмотра подлежащих обработке полей экипаж, без имеющихся на то оснований, в нарушение НПП ГА-78, самовольно произвел взлет. После посадки, задавшись целью перелета на оперативную точку н.п. Малюшица Кореличского р-на, с которой на полях колхоза им. Калинина работал экипаж КВС Зенкевича Л.С., для получения разрешения на этот перелет, КВС Рыжаковский позвонил в а/п Гродно к-ру АЭ Климуку В.В., который дал ему запрет. Игнорируя его, экипаж между 15 и 16 часами вылетел без задания, прогноза погоды и связи с а/д Роготно на а/д Малюшица (42 км северо-восточнее а/д Роготно), взяв на борт авиатехника Лещинского В.М. и тракториста совхоза Соловенко В.В.
    В это время действовал выданный АМСГ а/п Гродно корректировочный прогноз погоды с 14:30 до 21:00, который экипаж не запрашивал. Он предусматривал по всем районам Гродненской области: облачность 7-10 баллов слоисто-кучевая, разорванно-слоистая 100-200 м, дымка, туман волнами, видимость 1000-2000 м, в тумане менее 1000 м, ветер 260-280° 4-7 м/с. Данный прогноз погоды был нелетным.
    По показаниям экипажа, они выполняли полет в течение 50 минут по маршруту Роготно - ст. Выгода - Дворец - Новогрудок - Кореличи - Малюшица. Ко времени прилета экипажа Рыжаковского экипаж Зенкевича в 16:33 полеты прекратил, ссылаясь на получение нелетного прогноза погоды. Встретившись с прилетевшим экипажем Рыжаковского, работавший в Малюшице экипаж (КВС Зенкевич Л.С., второй пилот Швед В.А., авиатехник Корейко Э.С.) организовал распитие спиртных напитков (факт употребления спиртных напитков КВС Рыжаковским и вторым пилотом Моргуном комиссией не установлен). На аэродроме Малюшица экипаж Рыжаковского находился до 19 часов. Затем, по-прежнему не имея прогноза погоды, при визуальном наблюдении ухудшения видимости, не приняв предложения Зенкевича остаться на ночевку и не учитывая приближение захода солнца, Рыжаковский вновь произвел самовольный вылет с целью полета на свой аэродром Роготно. На борту находились авиатехник Лещинский и тракторист Соловенко. Через 2-3 минуты после взлета самолет вошел в туман. Вместо единственно правильного решения в данной ситуации набрать высоту, установить связь и взять курс на оборудованный РТС аэродром (Вильнюс, Минск или Гродно), экипаж, боясь, что факты нарушения станут известны, в тумане, на малой высоте, беспорядочно меняя курс, пытался определить место самолета. Это кончилось тем, что в 19:33, через 9 минут после захода солнца самолет столкнулся с деревьями, росшими на возвышенности в 2 км юго-юго-западнее н.п. Басино Новогрудского р-на (22 км северо-западнее Малюшицы), и при ударе о землю скапотировал, разрушился и частично сгорел. Экипаж и авиатехник, получившие ранения, сумели покинуть самолет. Тракторист погиб в огне.
    Фактическая погода за 19:00 в а/п Новогрудок - туман, видимость 200 м.
    Медицинское освидетельствование КВС, второго пилота и авиатехника, проведенное в больнице в 0:45, показало отсутствие в их крови алкоголя. Судебно-медицинская экспертиза установила содержание в крови и моче погибшего тракториста 1,6 и 1,7‰ алкоголя (средняя степень опьянения).
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 2 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-56413
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.06.1978
Заводской номер ВС 1G180-57
Наработка ВС (часы) 709
Наработка ВС (циклы) 3633
Силовая установка К 1611891


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Нелегальный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Белорусское УГА, 70 ООАЭ
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной ЧП с самолетом явилась недисциплинированность экипажа, выразившаяся в самовольном вылете с оперативной точки.
    Сопутствующими причинами ЧП явились слабый контроль за работой экипажа в отрыве от базы, плохое знание деловых качеств членов экипажа и неудовлетворительная политико-воспитательная работа со стороны командно-руководящего состава авиапредприятия.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.