|
|
|
Катастрофа Ан-10 ШВЛП ГВФ на а/д Баратаевка в Ульяновске |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 27 января 1962 г.
Время: 18:17
Страна: СССР
Место происшествия: Ульяновская область, Близ а/д Ульяновск (Баратаевка)
Тип ВС: Ан-10
Регистрация ВС: CCCP-11148
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: ШВЛП ГВФ
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 1-го отряда ШВЛП ГВФ и 10 слушателей ШВЛП выполняли тренировочный полет, задание на который предусматривало выполнение полета в районе аэродрома по прямоугольному маршруту по системе СП-50.
Фактическая погода была – облачность 10 баллов, слоисто-дождевая 400 м, слабый снег, слабая дымка, горизонтальная видимость 2 000 м, ветер 170°, 1 м/с, t=-2°С. Все двигатели самолета были отремонтированы на АРБ-412 в мае и декабре 1961 г.
Предполетная подготовка проведена в полном объеме. Двигатель №4 был запущен с пятой попытки из-за неисправности АПА-35. После запуска двигатель не выключался и осмотр его не проводился. Выяснить, проводилось ли его предполетное опробование, комиссия установить не смогла.
В 18:15 экипаж произвел взлет с МК=204°. Левое сиденье занимал КВС-слушатель, правое – КВС-инструктор. Доклада КВС об установке винтов на упоре не было. После уборки шасси и закрылков на высоте 140-150 м в районе БПРС до получения команды о первом развороте самолет вошел в правый разворот со снижением и столкнулся с землей с МК=254° на удалении от линии взлета 1 090 м. На скорости 400-420 км/ч с правым креном 20-25° с небольшим углом тангажа он ударился о землю правой плоскостью, которая начала разрушаться. При дальнейшем движении самолет носовой частью и правой плоскостью ударился о стог сена, в результате чего полностью разрушился – все четыре двигателя оторвались, хвостовая часть отломилась в районе 44 шпангоута и была отброшена вправо в перевернутом положении. Центроплан в перевернутом положении продвинулся вперед от места первого касания на 750 м. В момент разрушения при ударе о стог самолет загорелся. Выжил штурман-слушатель, находившийся в момент катастрофы в хвостовой части (в третьем салоне). Катастрофа произошла в 18:17 (продолжительность полета - 75-80 сек.). Место падения имеет превышение 40 м над уровнем аэродрома.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
14 |
13 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
набор высоты |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-10 |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-11148 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
28.02.1959 |
Заводской номер ВС |
9400801 |
Наработка ВС (часы) |
622 |
Наработка ВС (циклы) |
1435 |
Силовая установка |
Н2043135 С2023129 С2023016 Н2943055 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Тренировочный (учебно-тренировочный) |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
ШВЛП ГВФ |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Ульяновск (Баратаевка) |
Пункт назначения |
Ульяновск (Баратаевка) |
Начальный пункт маршрута |
Ульяновск (Баратаевка) |
Конечный пункт маршрута |
Ульяновск (Баратаевка) |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Вероятная причина катастрофы– отказ двигателя №4 с переходом винта на режим авторотации на высоте 140-150 м. Возникшая отрицательная тяга вызвала энергичное кренение и разворот с потерей высоты и уменьшением скорости. Автоматическое флюгирование воздушного винта не произошло, т.к., по-видимому, режим был установлен меньше 0,7 номинала в соответствии с КУЛП Ан-10. Выключение автофлюгера уменьшением режима работы двигателя на малой высоте поставило экипаж в очень тяжелые условия. Полет мог закончиться благополучно только при исключительно быстрой реакции на отказ двигателя и при более благоприятных условиях полета. В сложившейся обстановке реакция экипажа, по-видимому, была замедленной. Этому способствовали следующие обстоятельства:
1) Пилотировал слушатель, впервые выполнявший полет на Ан-10 ночью и незнакомый с поведением самолета на режимах авторотации винта.
2) КВС-инструктор кроме своих обязанностей в данный момент выполнял обязанности второго пилота и активно самолет не пилотировал.
3) Полет выполнялся ночью, при ограниченной видимости, при отсутствии световых ориентиров. В этих условиях отказ был обнаружен только при уже развивающемся развороте самолета, когда скорость и высота стали уменьшаться. Уменьшение скорости вынудило экипаж отдать штурвал от себя, что еще больше увеличило вертикальную скорость снижения. Дальнейшие активные действия по выводу не достигли цели из-за малого запаса высоты и превышения пролетаемой местности над уровнем аэродрома.
По заключению технической комиссии отказ двигателя №4 произошел по одной из двух причин:
1) Конструктивной недоработки гидравлической системы Ан-10, допускающей превышение давления в магистрали аварийного останова двигателей и флюгирования воздушных винтов. Полное прекращение или частичное уменьшение подачи топлива происходило из-за увеличения давления в блоке кранов ЭУГ-93 и воздействия этого давления на клапан аварийного останова КТА-5Ф, который сработал раньше, чем золотник аварийного флюгирования Р-68Д. Увеличение давления вызвало дросселирование или закупорку трубопровода слива в результате замерзания влаги в нижней части колена. Эта влага попала в гидросистему из системы наддува гидробаков. Удаление отстоя и скапливающейся влаги из колена сливной магистрали не предусмотрено.
2) Разрушения манжеты РУ-081, вызванного некачественным изготовлением воздушного винта №СВОТ 183, приведшего к заклиниванию механического фиксатора шага и выведшего из строя это основное запорное устройство. Кроме того, разрушение манжеты дополнительно загрязнило масло, подаваемое на золотниковые пары регулятора оборотов и ЦФШ.
Существующая система фильтрации масла не предохраняет от проникновения частиц, способных вызвать их заедание. Отсутствие всережимной защиты СУ от отрицательной тяги ставит экипаж в тяжелые условия полета, создающее аварийную ситуацию, особенно при отказе крайних СУ. |
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|