Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Дальневосточного УГА на хребте Удокан
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  05 июля 1969 г.
Время:  11:52
Страна:  СССР
Место происшествия:  Якутская АССР, Алданский район, высота 1860 м хребта Удокан
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-09168
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное УГА, Благовещенский ОАО
 


Описание
    3 июля экипаж 146 летного отряда вылетел в а/п Тында для обслуживания 15-й московской геологической экспедиции, Ленгипротранса и лесопатрульных работ в Джелтулакском районе Амурской области и с 4 июля приступил к выполнению специальных рейсов. На 5 июля экипаж получил задание доставить бензин из Тынды в Усть-Нюкжу, после чего вылететь в Чару с целью доставки зам. начальника 15-й экспедиции из Чары в Усть-Нюкжу, а при полете из Усть-Нюкжи в Чару совместно с включенным в состав экипажа летчиком-наблюдателем определить результат тушения лесного пожара, произошедшего 4 июля. Получив задание, командир самолета передал план полета начальнику а/п Тында с вылетом в 03:00 мск.
    Прибыв утром 5 июля в аэропорт и не дождавшись начальника аэропорта, экипаж в 03:10 мск произвел самовольный вылет без наличия прогноза погоды по маршруту и в пунктах посадки. После взлета командир самолета пытался установить связь с а/п Зея и, не установив ее, продолжал полет. Посадка в Усть-Нюкже произведена в 04:30. Взяв две бочки бензина, экипаж вылетел в Чару в 05:10. После взлета ими была установлена связь с вертолетом Ми-4, работавшим в этом районе. Командир самолета спросил у него погоду по маршруту на Чару. Командир вертолета ответил, что погода до устья реки Хани хорошая, а верховья реки не видно, так как там мощно-кучевая облачность и идет дождь. Командир Ан-2 ответил: «Ну ладно, пойду посмотрю» и продолжил полет на Чару.
    В этот день погода по маршруту Тында – Усть-Нюкжа – Чара определялась периферией заполняющегося циклона и прохождением фронта окклюзии. В связи с этим с 3 до 9 часов на участке Усть-Нюкжа – Чара наблюдалась мощно-кучевая и кучево-дождевая облачность 6-9 баллов с кратковременными ливневыми дождями и очагами грозовой деятельности. Горы были частично закрыты облаками. По долине реки Чара и в районе а/п Чара с 3 до 6 часов наблюдалась сплошная слоисто-дождевая и разорвано-дождевая облачность высотой 500 м и ниже. После 6 часов начиналось развитие кучево-дождевой облачности до 6-8 баллов на высоте 1100-1300 м и выше. Вершины гор местами закрыты облаками.
    Прибыв в аэропорт и узнав о самовольном, и без прогноза погоды, вылете экипажа Ан-2 №09168, нач. а/п Тында мер к его возврату не принял и не сообщил о вылете в аэропорты Магдагачи и Благовещенск, в связи с чем руководство полетом этого самолета в течение всего времени полета никем не осуществлялось.
    Выйдя на поворотный пункт - устье реки Хани, экипаж продолжил полет с курсом 280° по долине реки Хани в сторону хребта Удокан на Чару. Выполняя полет под нижней кромкой мощно-кучевой облачности на высоте 1 800 м по стандартному давлению, экипаж зашёл в ливневый дождь. Около 05:52 мск (11:52 местного времени) в горизонтальном полете в ливневых осадках произошел лобовой удар о скалистую поверхность горы высотой 1 860 м (на территории Якутской АССР, в 5 км западнее высоты 1 996 м хребта Удокан). При ударе самолет взорвался, разрушился и сгорел. Находившиеся на борту КВС, второй пилот, летнаб и авиатехник погибли. Место катастрофы обнаружено с воздуха 16 июля. Части самолета были разбросаны в направлении полета (300°) на расстоянии 200 м.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 0 0
На земле   0
Всего погибших 4


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-09168
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 1G20-11
Заводской номер ВС 14.06.1962
Наработка ВС (часы) 6079
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка КЛ 9314001


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное УГА, Благовещенский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Усть-Нюкжа
Пункт назначения Чара
Начальный пункт маршрута Тында
Конечный пункт маршрута Чара


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основной причиной катастрофы явился самовольный вылет экипажа при отсутствии прогноза погоды по маршруту полета и в пункте посадки и полет в горной местности на высоте ниже безопасной при погоде, не обеспечивающей безопасность полета.
    Способствующие причины:
    1) неудовлетворительная организация выполнения полетов по обслуживанию геологических и поисковых партий в районе Усть-Нюкжи;
    2) отсутствие взаимодействия между диспетчерскими службами аэропортов Тында, Благовещенск, Магдагачи и Зея;
    3) отсутствие четкой системы метеообеспечения полетов при выполнении работ в интересах геологических и поисковых партий в Джелтулакском районе;
    4) серьезные недостатки в организации и качестве предварительной подготовки и контроле за выполнением полетов по заданиям геологических и поисковых партий со стороны руководства БОАО, 146 ло и командиров АЭ.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.