Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Северного УГА в Щербиновском районе Краснодарского края
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  07 апреля 1969 г.
Время:  12:03
Страна:  СССР
Место происшествия:  Краснодарский край, Щербиновский район, пос. Северный
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-13667
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Северное УГА, Вологодский ОАО
 


Описание
    Экипаж 71 летного отряда выполнял АХР по подкормке озимых посевов в совхозе «Северный» Щербиновского р-на Краснодарского края.
    5 апреля КВС Колпаков (здесь и далее все фамилии изменены) самовольно перелетел на площадку Старощербиновская, взял на борт другой экипаж - КВС Нефедова и второго пилота Гавриленко и возвратился на свою площадку. 6 апреля (в воскресенье) экипаж Колпакова не работал из-за дождя. В 09:00 к ним на оперативную точку прибыл командир звена Семенов с целью проверки работы экипажа. Собравшись на квартире, по предложению Колпакова и с согласия Семенова, они решили отметить день рождения Нефедова. В 10:00 за завтраком все они употребляли спиртные напитки.
    На другой день, 7 апреля, в 08:50 Колпаков со Семеновым и экипажем Нефедова вылетел в Старощербиновскую. Оставив там к-ра звена и экипаж Нефедова, Колпаков возвратился на свою площадку и в 09:50 приступил к производственным полетам.
    Прогноз погоды по району полетов с 09:00 до 15:00 предусматривал: - облачность 4-7 б., сл-куч. 200-300 м, 5-10 б. средняя, видимость 4-6 км, дымка, ветер 320-340° 4-7 м/с.
    Первые два полета были выполнены нормально. Между вторым и третьим полетами Колпаков отлучился со своего рабочего места и употреблял спиртные напитки. Это подтверждается результатами судебно-медицинской экспертизы, обнаружением бутылки за 15-м шпангоутом с наличием свежего остатка вина и ненормальностях в поведении своего командира, отмеченных вторым пилотом Полуреповым.
    В последних трех полетах Колпаков допускал снижение самолета до высоты ниже расчетной, производил развороты на высоте ниже 50 м, резко снижался. По показаниям второго пилота, он пытался указать командиру на его неправильные действия, на что последний ответил бранью (послал второго пилота «на три буквы»).
    По окончании загрузки самолета удобрениями перед 6-м полетом Колпаков взял на борт авиамоториста Ногина и рабочего загрузочной бригады Наваленко с целью их катания. Воспользовавшись тем, что Полурепов вышел из самолета покурить и зашел во времянку, где некоторое время разговаривал с авиатехником, Колпаков, посадив авиамоториста на правое пилотское сиденье, запустил двигатель, вырулил на старт и взлетел, не обращая внимания на выбежавшего из времянки и махавшего ему второго пилота. После взлета он взял направление в сторону обрабатываемого участка. В 12:03, после выхода из последнего гона на удалении 300 м от обрабатываемого участка, Колпаков резко ввел самолет в правый разворот на недопустимо малой высоте с большим креном (более 30°) и с пилотированием самолета не справился. В процессе разворота самолет стал скользить на опущенное крыло, задел правой полукоробкой за землю, развернулся на 180° и полностью разрушился по 12-й шпангоут. Все находившиеся на борту погибли. Обломки разбросало в радиусе 50 м.
    Фактическая погода за 12:00 – облачность 10/0 б. средняя, 800 м, видимость 4 км, дымка, ветер 310° 4 м/с.
    Судебно-медицинская экспертиза установила наличие 1,7‰ алкоголя в крови КВС Колпакова, у авиамоториста Ногина алкоголя в крови не обнаружено.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета выполнение авиаработ
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-13667
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 20.11.1959
Заводской номер ВС
Наработка ВС (часы) 9205
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка КЛ 0414168


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Авиахимработы
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Северное УГА, Вологодский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главной причиной катастрофы явилось грубейшее нарушение КВС Колпаковым руководства по АХР-68 г., выразившееся в выполнении им разворота на малой высоте с недопустимо большим креном.
    Другие причины:
    1) Нарушение предполетного отдыха, связанное с употреблением спиртных напитков накануне дня полетов и во время выполнения полетов;
    2) Выполнение полета в неполном составе экипажа и взятие на борт посторонних лиц, которые могли отвлечь внимание командира самолета от пилотирования;
   
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.