|
|
|
Катастрофа Ан-2М Тульского ОАО МУ СПиМВЛ в Данковском р-не Липецкой области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 16 мая 1968 г.
Время: 15:45
Страна: СССР
Место происшествия: Липецкая область, Данковский район, близ дер. Марьинка
Тип ВС: Ан-2М
Регистрация ВС: СССР-05977
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Московское управление СПиМВЛ ГА, Воронежский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
15 мая спаренный экипаж в составе КВС Парфенова А.Г. и КВС Гремяцого А.Н. (здесь и далее фамилии изменены) вместе с авиатехником и авиамотористом перелетели с оперативной точки «Михайловский» на аэродром МВЛ Никитское Куркинского района Тульской области для выполнения с него АХР на полях совхоза «Победа» (обработка дустом сахарной свеклы). 15 мая, в связи с неблагоприятными метеоусловиями, полетов не было.
16 мая КВС Парфенов начал полеты в 04:06 утра. Выполнив 6 полетов, он обратился к Гремяцому с просьбой его подменить, так как работы проводились с дустом. КВС Гремяций выполнил один полет и зарулил на стоянку, так как дуста больше не было.
В 10:30 экипаж отправился на 2-й завтрак и отдых. В 14:30 экипаж вновь прибыл на аэродром для выполнения полетов по внесению минеральных удобрений. В это время Парфенову было передано распоряжение отбыть на базу для производства полетов на другом самолете. Однако Парфенов решил закончить обработку полей в этом совхозе и вылететь на базу после оформления документации, на другой день.
В 15:39 Парфенов произвел взлет для обработки парового поля калийной солью. Поле расположено в 3 км от границы аэродрома. Набрав высоту 50 м по курсу взлета, самолет развернулся влево примерно на 30° и сразу же пилот, без снижения, высыпал химикаты на свекловичное поле, непосредственно примыкающее к аэродрому, не долетев 2,5 км до участка, подлежащего обработке. После этого самолет на высоте 50 м стал по пологой кривой удаляться от аэродрома, периодически накреняясь влево. Никаких других эволюций на протяжении всего полета самолет не производил. Оказавшись на удалении 8 км от аэродрома с курсом, обратным посадочному, самолет резко накренился влево, перевернулся вверх колесами, отвесно ударился о землю, разрушился и сгорел. Катастрофа произошла в 15:45 в 1,5 км северо-западнее деревни Марьинка на территории совхоза «Полибино» Данковского района Липецкой области в 1,5 км от территории совхоза «Победа» (границы между Тульской и Липецкой областями). Двигатель и пилотская кабина вошли в мягкий грунт вспаханного и засеянного поля. При раскопках обнаружены только костные останки пилота, что не позволило провести судебно-медицинскую экспертизу на предмет его возможного отравления дустом, однако, комиссия считает, что характер полета самолета и значительный промежуток времени после работ с дустом исключает эту версию.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
1 |
1 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
Горизонтальный (крейсерский) полет |
Установленные причины АП |
отказ техники |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2М |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-05977 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
30.10.1966 |
Заводской номер ВС |
600919 |
Наработка ВС (часы) |
861 |
Наработка ВС (циклы) |
2873 |
Силовая установка |
91 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Авиахимработы |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Московское управление СПиМВЛ ГА, Воронежский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Никитское |
Пункт назначения |
Никитское |
Начальный пункт маршрута |
Никитское |
Конечный пункт маршрута |
Никитское |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
По заключению ГОС НИИ ГА, возможной причиной возникновения аварийной ситуации явилась неисправность в системе управления закрылками. В этом случае аварийная ситуация развивалась в такой последовательности:
а) после обнаружения неисправности при взлете самолета летчик справился с пилотированием и продолжал полет;
б) в дальнейшем произошло такое наложение отказов в системе управления закрылками и элеронами, которое привело к невозможности парировать возникший кренящий момент;
в) наиболее вероятно, что причиной возникновения кренящего момента явилась несимметричная уборка закрылков после взлета или в процессе попыток их уборки. Такое несимметричное отклонение закрылков при исправном поперечном управлении парируется элеронами.
Непосредственной причиной летного происшествия в этих условиях может быть неблагоприятное воздействие элементов системы управления закрылками на расположенные вблизи них элементы поперечного управления, вызвавшее потерю управляемости из-за заклинения или нарушения цепи управления элеронами.
|
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Вероятной причиной летного происшествия комиссия считает техническую неисправность самолета, обнаруженную пилотом после взлета, побудившую его к преждевременному сбросу удобрений после набора высоты 50 м и заходу на посадку с использованием минимального угла крена для разворота.
Непосредственной причиной ЛП явилась полная потеря боковой управляемости самолета на последнем этапе полета, что привело к резкому перевороту самолета через левое крыло и вертикальному удару о землю. Указанные изменения траектории несовместимы со сколь угодно грубыми ошибками в технике пилотирования, включая выход самолета на сваливание.
В связи с полным разрушением самолета при ударе о землю и последующего пожара непосредственный источник нарушения боковой управляемости самолетом установить не представилось возможным.
В процессе расследования происшествия был вскрыт ряд конструктивно-производственных недостатков в системе управления закрылками и элеронами самолетов Ан-2М.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|