Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Чрезвычайное происшествие (попытка угона) с Ту-154Б-2 Восточно-Сибирского УГА
 
  Тип происшествия:  чрезвычайное происшествие
Дата:  08 марта 1988 г.
Страна:  СССР
Место происшествия:  а/п Вещево
Тип ВС:  Ту-154Б-2
Регистрация ВС:  СССР-85413
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Восточно-Сибирское УГА, Иркутский ОАО
Рейс:  3739
 


Описание
    Экипаж выполнял рейс №3739 Иркутск-Ленинград с посадкой в Кургане. При приближении самолёта к Ленинграду он был захвачен семьёй террористов Овечкиных (мать Нинель и 10 детей, из них 6 совершеннолетних). Данной семьей был организован джазовый ансамбль «Семь Симеонов». Они часто гастролировали по городам СССР, а после посещения Японии приняли решение покинуть страну путем угона воздушного судна.
    В процессе регистрации и оформления ручной клади Овечкиным было предложено из всех музыкальных инструментов общим весом 57 кг сдать в багаж негабаритный контрабас весом 20 кг, однако на возражения Овечкиных сотрудники службы перевозок не проявили настойчивости и после доплаты за негабаритность дали разрешение на провоз контрабаса в салоне самолета. В ходе досмотра пассажиров двое мужчин из группы Овечкиных внесли в пункт досмотра контрабас и пытались поместить его в интроскоп «Луч-1», куда он не вошел по габаритам и был предъявлен для ручного досмотра. Одна из сотрудниц группы досмотра поверхностно (визуально) осмотрела контрабас (встряхнула, постукала) и, не обнаружив ничего подозрительного, разрешила к провозу его в салоне самолета. Таким образом, террористам удалось пронести на борт два обреза и 3 самодельных взрывных устройства в футляре из под контрабаса.
    В 14:53 в районе Вологды экипаж самолета через бортпроводницу получил записку с содержанием: «Следовать в Англию (Лондон). Не снижаться. Иначе самолет взорвем. Вы находитесь под нашим контролем». Поручив бортпроводнице выяснить подробности, командир ВС включил сигнал «Бедствие» и доложил о случившемся диспетчеру Вологодского РЦ ЕС УВД.
    После переговоров, террористов удалось убедить разрешить посадку для дозаправки самолёта на авиабазе Кими (Котка) на территории Финляндии. В действительности характеристики а/п Кими (ВПП <1500 м.) не позволяли принять Ту-154. Руководителями оперативного штаба по согласованию с экипажем было принято решение посадить самолёт на военном аэродроме Вещево неподалёку от финской границы, имитировав посадку на финской территории.
   
    Посадка на а/д Вещево была произведена в 16:05. Из-за поспешности организации операции и недостаточных мер по демаскировке практически сразу террористы увидели на лётном поле вооруженных советских военнослужащих и поняли, что их обманули. Открыв стрельбу, террористы предприняли попытку штурма пилотской кабины, требуя немедленной дозаправки и взлёта. При этом Дмитрий Овечкин застрелил ведущую с ним переговоры бортпроводницу. В период с 17:04 до 18:10 была произведена имитация дозаправки самолёта из двух топливозаправщиков.
    В связи с угрозой жизни заложников было принято решение об осуществлении немедленного штурм самолёта прибывшими сотрудниками специального подразделения милиции ГУВД Леноблисполкома. В 18:35 два члена группы захвата в бронежилетах проникли через форточки в кабину экипажа. В помощь группе проникновения экипаж создавал шумовые эффекты (запускал двигатели, наддув, включал сигнализацию вызова бортпроводника), бортинженер заранее во время заправки открыл все нижние люки. В 18:42 самолет прорулил к торцу ВПП и остановился якобы в ожидании тягача для разворота. С командного пункта поступило предупреждение экипажу, что дальнейшее продвижение самолета по команде с земли будет означать сигнал для начала действий групп захвата. В 19:10 самолёт начал движение, имитируя разворот перед взлётом. Группа захвата, приоткрыв дверь кабины, начала беспорядочную стрельбу по салону, в результате чего было ранено 4 пассажира. Ответным огнём из двух обрезов, Овечкины ранили обоих членов группы захвата, в результате чего попытка штурма из кабины захлебнулась. Второй группе захвата не удалось оперативно проникнуть в самолёт через входные люки.
   
    Поняв, что попытка угона потерпела крах, террористы попытались покончить с собой. Василий Овечкин застрелил мать Нинель по её требованию, после чего старшие братья попытались совершить самоубийство, взорвав бомбу. Однако взрыв получился направленным и маломощным и не принёс желаемого результата (погиб только Александр Овечкин), после чего Василий, Олег и Дмитрий Овечкины по очереди застрелились из одного обреза. В 20-00 операция по плану «Набат» была завершена. В результате пожара, начавшегося от взрыва, самолет полностью сгорел.
    В общей сложности погибли 9 человек: пять террористов, бортпроводница Т.И. Жаркая и трое пассажиров; ранения и травмы получили 19 человек (двое Овечкиных, два сотрудника милиции и 15 пассажиров).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 8 1
Пассажиры 76 8
На земле   0
Всего погибших 9


Подробности происшествия

Категория происшествия чрезвычайное происшествие
Фаза полета на стоянке
Установленные причины АП незаконное вмешательство в деятельность авиации
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ту-154Б-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-85413
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 26.04.1980
Заводской номер ВС 80A413
Наработка ВС (часы) 11411
Наработка ВС (циклы) 4669
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса 3739
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Восточно-Сибирское УГА, Иркутский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Курган
Пункт назначения Ленинград (Пулково)
Начальный пункт маршрута Иркутск
Конечный пункт маршрута Ленинград (Пулково)


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причинами, способствующие проносу на борт воздушного судна в а/п Иркутск оружия и взрывных устройств явились:
    - халатность персонала службы организации перевозок при оформлении ручной клади,
    - несовершенство технологии досмотра крупногабаритной ручной клади в а/п Иркутск,
    - отсутствие у сотрудников группы досмотра достаточных профессиональных навыков по распознаванию ухищренных способов сокрытия запрещенных к перевозке предметов и притупление бдительности, связанной с популярностью ансамбля Овечкиных в Иркутске.
    При проведении штурма самолета большое количество пассажиров пострадало от малоэффективных действий группы захвата: беспорядочной стрельбы, избиения заложников, которых ошибочно принимали за террористов.
    В связи с недостаточностью средств пожаротушения пожарной части авиабазы Вещево не удалось ликвидировать возникший пожар, что привело к полному уничтожению воздушного судна.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.