Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ан-24РВ а/к Саха-авиа в а/п Усть-Нера
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  06 ноября 1996 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  а/п Усть-Нера
Тип ВС:  Ан-24РВ
Регистрация ВС:  RA-47356
Авиакомпания:  Саха авиа
Рейс:  17
 


Описание
    Экипаж предприятия «Якутавиатранс» авиакомпании «Саха-Авиа» выполнял пассажирский рейс №17 по маршруту Якутск – Хандыга – Усть-Нера. В состав экипажа входил проверяющий, к-р аэ, занимавший правое кресло и проводивший проверку КВС на допуск к самостоятельным полетам после длительного перерыва в летной работе.
    До момента начала выполнения маневра захода на посадку в а/п Усть-Нера полет проходил без отклонений. В процессе предпосадочного снижения, после пролета БПРМ, самолет вошел в инверсионный слой морозной дымки, что привело к кратковременному ухудшению видимости. После установки визуального контакта с порогом строящейся ГВПП с МКп=85° экипаж ошибочно принял ее за рабочую ВПП с МКп=75° и продолжил заход на посадку. В момент достижения самолетом высоты 12 м на удалении от торца строящейся ГВПП диспетчер УВД а/п Усть-Нера, обнаружив, что самолет заходит на нерабочую ВПП, дал команду: «356, уход на второй круг». Экипаж указание диспетчера не выполнил. В момент окончания выравнивания диспетчер дал повторную команду об уходе на второй круг. За одну секунду до приземления КВС ответил на команду диспетчера: «Уже у полосы, выравниваем». В процессе пробега КВС, убедившись в посадке на нерабочую ГВПП, принял безрассудное решение об уходе на второй круг. На скорости 158 км/ч бортмеханик по команде КВС установил взлетный режим работы двигателей. В этот момент проверяющий, понимая, что уход на второй круг в сложившейся ситуации невозможен, принял правильное решение прекратить взлет, дав команду установить РУДы в положение 0° и снять винты с упора, которую бортмеханик не выполнил. Самолет продолжал движение вблизи земли с неустойчивым слабым контактом с ней основных стоек шасси, что создало иллюзию полета. В сложившейся нестандартной обстановке, которая усложнилась дефицитом времени, большим количеством противоречивой информации со стороны КВС и проверяющего, бортмеханик, действуя по отработанному стереотипу, поставил кран шасси на уборку. Практически одновременно экипаж принял решение о прекращении попытки ухода на второй круг и уменьшил режим работы двигателей со взлетного до земного малого газа по УПРТ. Самолет произвел посадку на фюзеляж с неполностью убранными стойками шасси с последующей остановкой на удалении 1018 м от входного порога ГВПП и получил значительные повреждения. Экипаж и пассажиры не пострадали.
    На ВС повреждены низ фюзеляжа от 2 по 31 шпангоут между 7 левым и 9 правым стрингерами, загнуты 4 лопасти воздушного винта 2-й силовой установки, на расстоянии до 20 см от законцовок, сорвана антенна УКВ №2, шлейф-антенна АРК, створки ниши передней опоры.
    Фактическая погода в момент АП: тихо, видимость 6 000 м, морозная дымка, температура – 41°С.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 0
Пассажиры 24 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-24РВ
Регистрационный номер (id) ВС RA-47356
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 30.08.1976
Заводской номер ВС 67310605
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса 17
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Саха авиа
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Хандыга
Пункт назначения Усть-Нера
Начальный пункт маршрута Якутск
Конечный пункт маршрута Усть-Нера


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Основными причинами АП явились:
    - нарушение экипажем требований п. 7.16.15 НПП ГА-85 по прекращению снижения на предпосадочной прямой и уходе на второй круг при потере визуального контакта с ВПП и наземными ориентирами при снижении с ВПР до минимально допустимой согласно РЛЭ высоты ухода;
    - невыполнение экипажем указания диспетчера об уходе на второй круг;
    - производство посадки на нерабочую ГВПП, обусловленное расхождением данных в ИПП а/д Усть-Нера и Сборнике аэронавигационной информации;
    - нарушение командиром самолета требований п.4.8. РЛЭ Ан-24;
    - запоздалое вмешательство проверяющего в пилотирование, непринятие действенных мер по предотвращению ухода на второй круг после посадки;
    - непреднамеренная уборка бортмехаником шасси, обусловленная нестандартной ситуацией и несогласованностью действий командира самолета и проверяющего.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.