Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Дальневосточного ТУ ГВФ в Джигде
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  09 февраля 1964 г.
Время:  20:36
Страна:  СССР
Место происшествия:  Хабаровский край, Аяно-Майский район, близ с. Джигда
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-55541
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное территориальное управление ГВФ, Николаевский ОАО
 


Описание
    7 февраля самолет Ан-2 №55541 144 летного отряда, выполняя рейс по перевозке груза для Нельканского рыбкоопа по маршруту Нелькан – Джигда, прибыл в Джигду и после разгрузки, при выруливании на ледовой ВПП, расположенной на реке Мая у села Джигда, левой лыжей провалился под лед в 10 м от берега и консолью левой нижней плоскости опустился на снег.
    На следующий день в Джигду для организации подъема самолета и его перегонки в Нелькан прибыли зам. к-ра летного отряда, начальник ЛЭРМ Николаевского ОАО и сменный инженер по контролю. 9 февраля во второй половине дня самолет был поднят. Остаточных деформаций, за исключением двух погнутых крайних кронштейнов подвески закрылков на нижней левой плоскости, не было. Эти повреждения не устранялись. Начальник ЛЭРМ определил годность самолета к перегону. Подготовку самолета к полету закончили в 20:30 местного времени, задержка была вызвана неисправностью подогревателя МП-44, что не позволяло запустить двигатель. Несмотря на время суток, Зам к-ра ЛО и нач-к ЛЭРМ решили перегнать самолет именно в этот день. Зам к-ра ЛО установил связь с начальником а/п Нелькан и велел готовить жаровни для приема самолета.
    Взлет производился с МК=335° (по направлению реки) с включенными фарами, без ночного старта. Зам. к-ра ЛО занимал левое сиденье, начальник ЛЭРМ – правое сиденье. Фактическая погода (в а/п Нелькан) за 20:00 – обл. 8 баллов средняя, видимость 50 км, ветер южный 1 м/с, температура воздуха -31°С.
    Со слов очевидцев, самолет после взлета набирал высоту, затем с правым креном начал снижаться и через некоторое время был слышен звук от его столкновения с деревьями и земной поверхностью. Самолет обнаружен с воздуха 11 февраля в 3 500 м от ВПП с азимутом 310° в густом лесу на берегу реки Мая полностью разрушенным и разбросанным по оси падения с МК=270°. Первое столкновение с деревьями высотой до 20 м произошло с МК=265° в 20 м от левого берега реки Мая. При этом самолет снижался под углом 25° с правым креном 20° на скорости 200-220 км/ч с работающим двигателем. Барограммы в барографе не оказалось.
    Установлено, что после взлета самолет уклонился влево и при наборе высоты 150-180 м перешел на снижение с правым креном.
   
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 1 1
Пассажиры 2 2
На земле   0
Всего погибших 3


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-55541
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 05.10.1954
Заводской номер ВС 14647303
Наработка ВС (часы) 6738
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка КЛ 9214018


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное территориальное управление ГВФ, Николаевский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Джигда
Пункт назначения Нелькан
Начальный пункт маршрута Джигда
Конечный пункт маршрута Нелькан


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы: катастрофа произошла по причине потери пространственного положения пилотом. Этому способствовало: необорудованность ВПП для ночных полетов, темная ночь, отсутствие видимости естественного горизонта и световых ориентиров, полет без второго пилота, непрогретые пилотская кабина и пилотажные приборы при низких температурах наружного воздуха, что могло привести к вялой работе авиагоризонтов, переутомление пилота при подъеме самолета из воды и подготовке его к полету, малый ночной налет (67 часов).
    Главной причиной катастрофы явилось нарушение пар.53 НПП ГА-58, пар.38 организационно-методических указаний ГУ ГВФ на 1964 г и приказа нач. ГУ ГВФ №123-56 г. при организации полета, что привело к потере пространственного положения в ночном полете.
    Происшествию сопутствовало согласие начальника а/п Нелькан на прием самолета в ночное время на необорудованную для ночных полетов ВПП и непринятие им мер для предотвращения вылета самолета из Джигды в ночное время.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.