|
|
|
Катастрофа Ан-2 Украинского УГА в Прилукском районе Черниговской области |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 08 сентября 1978 г.
Время: 13:05
Страна: СССР
Место происшествия: Украинская ССР, Черниговская область, близ села Яблуновка
Тип ВС: Ан-2
Регистрация ВС: СССР-35112
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Украинское УГА, Черниговский ОАО
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 225 летного отряда выполнял АХР по рассеву минеральных удобрений на поля колхоза «Шлях Ильича» села Яблуновка Прилукского р-на. 30-ый в течение дня взлет был произведен в 12:58. Схема последнего полета не отличалась от предыдущих полетов, выполняемых в этот день над рабочим участком. Экипаж выполнил два захода на рабочий участок загонным способом и на высоте 30-70 м произвел правый разворот. После разворота самолет перешел на снижение и в 13:05 столкнулся с землей на стерневом поле колхоза «Украина» села Бубновщина между селами Яблуновка и Бубновщина (50°26’ СШ, 32°15’ ВД). Оба пилота погибли. Самолет разрушен, пожара не было. Столкновение с землей произошло на скорости 226 км/ч. Очевидцы подтверждают, что двигатель самолета работал. В момент столкновения с землей воздушный винт работал на отрицательных углах атаки, то есть, перед приземлением газ был убран, что в сочетании с характером местности (поперечные, через 50 м, вспаханные борозды) говорит о вынужденном приземлении.
На месте происшествия найден бикс (металлическая медицинская аптечка цилиндрической формы), который был смят. Во время полета бикс находился под сиденьем второго пилота.
Полеты в этот день выполнялись с выключенным барографом, без сигнальщиков на рабочем участке. Отсутствие барограммы последнего полета и очевидцев существенно затруднило расследование.
Рассмотренные комиссией версии об ошибке в технике пилотирования, неисправностях в системе управления, обрыве в полете части узлов аэропыла, потере визуального контакта с землей из-за выбивания масла на остекление кабины, столкновении или угрозы столкновения с птицами, не подтверждаются.
Комиссией были организованы испытания по раздавливанию бикса между штурвальной колонкой и чашкой сиденья правого пилота с целью отработки версии по заклинению системы управления рулем высоты. Усилия, которые нужно приложить к штурвалу для смятия бикса, составили 36 кгс. Характер смятия соответствует найденному на месте происшествия биксу, но более четко виден след от штурвальной колонки.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
2 |
2 |
Пассажиры |
0 |
0 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
выполнение авиаработ |
Установленные причины АП |
нестандартные причины |
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-2 |
Регистрационный номер (id) ВС |
СССР-35112 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
05.12.1969 |
Заводской номер ВС |
1G111-38 |
Наработка ВС (часы) |
7437 |
Наработка ВС (циклы) |
39351 |
Силовая установка |
К 15253214 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
|
Категория рейса |
Авиахимработы |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Украинское УГА, Черниговский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Аэропорт неизвестен |
Пункт назначения |
Аэропорт неизвестен |
Начальный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
Конечный пункт маршрута |
Аэропорт неизвестен |
|
Подробные сведения
Описание выявленных причин АП |
Выводы: на 30-м полете, после двух заходов на обрабатываемый участок и развороте вправо, экипаж, наиболее вероятно, резко и на большой угол отклонил штурвал «от себя» для перевода самолета на снижение для захода на участок. В этом случае, при получении отрицательной перегрузки, возможно попадание бикса между штурвальной колонкой и чашкой сиденья второго пилота. Почувствовав заклинение управления, экипаж убрал газ и самолет столкнулся с землей. |
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Заключение: наиболее вероятной причиной катастрофы явилось попадание медицинского бикса между колонкой штурвала и чашкой сиденья второго пилота при резком переводе самолета на снижение.
Один из четырех членов комиссии в особом мнении не согласен с указанной комиссией вероятной причиной катастрофы, полагая, что случайное попадание бикса между штурвальной колонкой и чашкой сиденья практически невозможно, а в случае, если это бы все же произошло, экипаж, приложив усилия к штурвальной колонке не менее 36 кгс, восстановил бы управление рулем высоты, смяв бикс. При этом данный член комиссии других версий не выдвигает.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|