Экипаж 129 летного отряда выполнял внерейсовый полет из а/п Экимчан на посадочную площадку Баладек по заявке артели «Восток» объединения «Приморзолото». Груз состоял из пяти бочек с дизтопливом весом 1000 кг. Взлет произведен в 03:34 мск (09:34 местного времени). В 03:42 самолет в простых метеоусловиях потерпел катастрофу в горно-таежной местности в 10 км северо-восточнее а/д Экимчан на высоте 1145 м (53°09’ СШ, 132°57’ ВД). Неоформленный пассажир погиб, два члена экипажа получили телесные повреждения.
Через 7 минут 10 секунд после взлета, в наборе, на высоте 720 м, по заявлению экипажа, появилась тряска двигателя с падением мощности и обратным выхлопом в карбюратор. Пилотирование осуществлял КВС, который после возникшей тряски внимание уделил восстановлению режима работы двигателя. В сложившейся обстановке он решения о вынужденной посадке не принимал, местность перед собой не осматривал. На высоте 605 м над уровнем аэродрома самолет столкнулся со склоном горы с углом тангажа более 18° правым колесом шасси, что привело к разрушению правой пирамиды шасси, затем произошло столкновение левым колесом шасси с разрушением левой пирамиды шасси. При дальнейшем перемещении самолета по склону горы вверх произошел удар нижнего крыла правой полукоробки о грунт и его полный обрыв по узлам навески. Самолет продолжил движение с разворотом на 60-70° к линии полета, продвинувшись на 18 м по каменистому склону. Возник пожар, самолет сгорел по 18 шпангоут. При пожаре 2 из 5 бочек с дизтопливом взорвались, остальные целы. Часть агрегатов и систем двигателя разрушена и уничтожена огнем, в результате чего невозможно сделать заключение об их работоспособности. В момент приземления экипаж не принял мер к закрытию бензокрана и выключению зажигания, что, возможно, не предотвратило распространение пожара. Уцелевшие части и агрегаты двигателя были работоспособны.
Инженерно-техническая подкомиссия не подтверждает заявление экипажа о возникновении продолжительной тряски двигателя с выхлопом в карбюратор, падении оборотов и мощности. Двигатель при столкновении работал на эксплуатационном режиме, о чем свидетельствует деформация и разрушение воздушного винта.
Прогноз и фактическая погода соответствовали установленному минимуму и на исход полета влияния не оказали. Полетный вес 5398 кг превышал установленный на 148 кг, но на эксплуатационном режиме работы двигателя позволял набрать высоту над рельефом, установленную ИПП а/д Экимчан, и на исход полета не повлиял. Качество ГСМ на исход полета не повлияло. Анализ масла МС-20 не соответствует ГОСТ по наличию механических примесей.
По заявлению экипажа, незарегистрированный пассажир – инженер-штурман ГРА АТБ а/п Благовещенск – якобы без их ведома пробрался в самолет, прятался в отсеке за 15 шпангоутом, вышел оттуда только после взлета и сказал им, что летит на рыбалку. В момент катастрофы он сидел в пилотской кабине на струбцине.
Истинную причину тряски двигателя с падением мощности установить не представилось возможным ввиду полного уничтожения при пожаре на земле бензонасоса БНК-12БК, коллектора системы зажигания, значительных изменений конструкции агрегатов и систем от воздействия пожара и ударных нагрузок.
|