Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Дальневосточного УГА близ Селихино
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  23 августа 1977 г.
Время:  16:10
Страна:  СССР
Место происшествия:  Хабаровский край, Комсомольский район, г. Тудур, 22 км юго-восточнее Селихино
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  СССР-07313
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Дальневосточное УГА, 2-й Хабаровский ОАО
Рейс:  232
 


Описание
    Экипаж 143 летного отряда выполнял рейс №232 Богородское – Мариинское – Хабаровск. Перед полетом в а/п Богородское экипаж получил прогноз погоды по маршруту Богородское – Хабаровск с 04:00 до 10:00 мск – полет в ложбине, облачность 4-7 баллов, кучево-дождевая, слоисто-кучевая высотой 300-500 м, 5-10 баллов средняя, верхняя, видимость более 10 км, умеренная болтанка, внутримассовая гроза, ветер 220-240° 40 км/ч. Полет до а/п Мариинское проходил без отклонений. В а/п Мариинское экипаж предполетную подготовку проводил не в полном объеме, не определил запасные аэродромы, не ознакомился с прогнозом погоды по маршруту Мариинское – Нижнетамбовское, ссылаясь на то, что у него есть прогноз погоды по всей трассе. Решение на вылет было принято экипажем до Нижнетамбовского. Взлет произведен в 07:08. Полет выполнялся в 5-8 бальной облачности при ветре 220-240° 20-30 км/ч на высоте 1 350 м по давлению 755 мм рт.ст. При подлете к Нижнетамбовскому экипаж снизился до 750 м и принял решение лететь до а/п Троицкое, не запросив прогноз погоды по маршруту Нижнетамбовское – Селихино – Троицкое – Хабаровск. Данный прогноз погоды с 07:00 до 13:00 содержал штормовое предупреждение и предусматривал грозу на холодном фронте (шторм, полет в циклоне, облачность 6-9 баллов куч.-дожд. 300-500 м, 2-5 баллов раз.-дожд. 100-200 м, 10 баллов средняя, верхняя, гроза на холодном фронте, дождь, видимость 4-6 км, в облаках умеренная болтанка).
    Диспетчер КДП МВЛ а/п Нижнетамбовское разрешил пролет аэропорта. Нижнетамбовское пройдено в 08:21 мск, далее полет выполнялся на высоте 750 м по давлению 755 мм рт.ст. в 5-8 бальной облачности и осадках (ветер 220-240° 30-40 км/ч).
    После доклада о пролете Селихино экипаж на связь больше не выходил и на запросы не отвечал. Организованными поисками на следующий день, в 01:30 мск, самолет был обнаружен на высоте 630 м на склоне горы в 22 км юго-восточнее Селихино разрушенным и сгоревшим. 7 пассажиров, оба пилота и проверяющий к-р звена погибли. 8-й пассажир, мальчик 13-ти лет, обнаружен живым, с травмами. При катастрофе он сумел освободить зажатую ногу и выбраться из горящего самолета через разлом в фюзеляже.
    Катастрофа произошла в 09:10 мск (16:10 мест. вр.).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 8 7
На земле   0
Всего погибших 10


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета снижение
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС СССР-07313
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 20.06.1973
Заводской номер ВС 1G149-17
Наработка ВС (часы) 4683
Наработка ВС (циклы) 5297
Силовая установка КЛ 9315001


Сведения о рейсе

Номер рейса 232
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Дальневосточное УГА, 2-й Хабаровский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Мариинское
Пункт назначения Троицкое
Начальный пункт маршрута Богородское
Конечный пункт маршрута Хабаровск (МВЛ)


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     По показаниям пассажира комиссия установила, что проверяющий весь полет находился в пассажирском салоне, работу экипажа не контролировал и вошел в пилотскую кабину за несколько секунд до происшествия при появлении сильной болтанки, закрыв за собой дверь. В 09:00 экипаж доложил пролет Селихино. Железную дорогу Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань экипаж (по показаниям Галушко) пересек визуально и затем вновь вошел в облака. Экипаж не учел изменения силы и направления ветра, не использовал УКВ-радиопеленгаторы аэропортов Комсомольск-на-Амуре и Нижнетамбовское для определения места самолета и допустил уклонение от оси трассы на восток, в горный район, на 12° (или на 18 км). Уклонение экипаж не определил и считал, что находится на трассе. Полет продолжался по ППП на безопасной высоте для ПВП (минимальная высота полетов по ППП на трассе – 1400 м).
    При подходе к северо-восточному склону горы Тудур высотой 707 м с подветренной стороны началась сильная болтанка. Считая, что самолет находится на трассе и зная, что безопасная высота полета по ПВП от Селихино до Троицкого составляет 400 м, экипаж принял решение выйти из зоны болтанки, снизившись под нижнюю кромку облачности. Снижение производилось на скорости 220 км/ч с вертикальной скоростью 6 м/с, угол снижения составлял 6°. На высоте 630 м в облаках самолет столкнулся с отрогом горы Тудур высотой 650 м по курсу полета.
    В результате опроса свидетелей и очевидца установлено: около 09:00 на трассе Нижнетамбовское – Селихино – Троицкое на первом участке была облачность 8-10 баллов высотой 900-1000 м, 2-3 балла высотой 300-400 м, видимость 15 км, временами дождь, в дожде видимость до 5 км, ветер 240-260° 40 км/ч. Восточнее трассы располагалась низкая облачность, закрывавшая горы, шли ливневые осадки. На втором участке трассы видимость была 20 км.
   
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы: развитие аварийной ситуации началось после пролета а/п Нижнетамбовское. В связи с прохождением холодного фронта погода на данном участке трассы ухудшилась. Экипаж не учел влияния ветра, не использовал УКВ-радиопеленгаторы и допустил уклонение от трассы в горный район. Войдя на высоте 750 м в 5-8 бальную облачность экипаж не возвратился в Нижнетамбовское, а продолжил полет на высоте ниже безопасной для ППП. При подлете к склону горы в облаках началась сильная болтанка. Экипаж принял неправильное решение выйти из зоны болтанки снижением под облачность, в результате чего самолет столкнулся со склоном горы в облаках.
    На развитие аварийной ситуации оказали влияние:
    - нарушение экипажем правил полетов, выразившееся в самовольном полете в облаках на высоте ниже безопасной по ППП;
    - неправильное решение экипажа о снижении в облаках до высоты ниже безопасной по ПВП;
    - неиспользование экипажем наземных РТС для комплексного самолетовождения по маршруту;
    - неиспользование наземных РТС диспетчерским составом для активного УВД; - недостаточный контроль за предполетной подготовкой экипажа диспетчером КДП МВЛ а/п Мариинск.
    Заключение: причиной катастрофы является нарушение экипажем НПП ГА-71 п. 5.13.1 и 5.8.12.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.