Экипаж 113 летного отряда выполнял рейс Е-133. Пассажиры и коммерческая загрузка на борту отсутствовали. Взлет в а/п Сисиан произведен в 17:00 мск (18:00 мест.вр.). Прогноз погоды по трассе соответствовал установленному минимуму. Решение на взлет было принято экипажем обоснованно. Во время полета на эшелоне 2 700 м, встретив в районе п/п Спандарян погоду ниже установленного минимума для данной трассы по ПВП, вместо решения о возврате в Сисиан, в нарушение требований ИПП на МВЛ АУГА и НПП ГА-71, экипаж вошел в облачность и продолжал полет в горной местности на высоте ниже безопасной.
Выполняя полет вне видимости земных ориентиров, экипаж не имел возможности определить путевую скорость полета и вел счисление пройденного пути по приборной скорости 185 км/ч. Ведя расчеты по данной приборной скорости, экипаж рассчитал, что после входа в облачность ему до пролета н/п Базарчай необходимо следовать около 5 минут (над Базарчаем был предусмотрен разворот влево на 20° для следования по следующему маршруту), в то время как при фактической путевой скорости 253 км/ч требовалось всего 3 минуты. В результате экипаж пролет н/п Базарчай не определил и, не выполнив разворота на следующий курс следования, продолжал полет с МК=305° в течение 1 минуты 50 сек на протяжении 7,8 км, уклонившись от трассы вправо на 2,5 км в сторону повышающегося рельефа местности - горы Кысырдаг высотой 2 987 м. В 17:13 мск самолет с МК=305° столкнулся с восточным склоном горы Кысырдаг в районе перевала Качбек. Первое касание произошло стойками шасси на отметке 2 730 м. Через 67 м, на отметке 2 750 м, самолет столкнулся с грудой больших камней высотой 1,5-2 м, скапотировал и полностью разрушился.
Фактическая погода на перевале Качбек- за 17:00 – облачность 9-8 баллов слоисто-кучевая 580 м по ИВО, средняя, видимость 10 км, ветер 8 м/с, перевал открыт; за 18:00 – облачность 9/9 баллов слоисто-кучевая 380 м по ИВО, видимость 10 км, ветер 8 м/с, перевал закрыт. Таким образом, в течение часа погода на перевале ухудшилась. Погодные условия на перевале Качбек характерны резкими изменениями в течение дня, особенно при наличии восточного ветра. Сам перевал может быть открыт, в то время как вершины гор слева и справа будут закрыты до уровня 2500-2600 м, что и было в момент происшествия. Вершина горы Кысырдаг, расположенная всего в 3 км от оси трассы, была закрыта до высоты 2 600 м. На участке Спандарян – пер. Качбек высота облачности была ниже установленного минимума для ПВП по данной трассе. Ошибке экипажа в определении своего местоположения способствовал неоправдавшийся прогноз по ветру – вместо 170° 40 км/ч - 120°±5° 36-40 км/ч.
|