|
|
|
Катастрофа Ан-10 Приволжского УГА близ Ворошиловграда |
|
|
|
|
|
|
|
Тип происшествия: катастрофа
Дата: 31 марта 1971 г.
Время: 12:59
Страна: СССР
Место происшествия: Украинская ССР, Ворошиловградская область, 13 км юго-западнее а/п Ворошиловград
Тип ВС: Ан-10
Регистрация ВС: CCCP-11145
Авиакомпания: Аэрофлот (СССР)
Подразделение: Приволжское УГА, Куйбышевский ОАО
Рейс: 1969
|
|
|
|
|
Описание |
Экипаж 173 летного отряда произвел взлет в а/п Курумоч в 11:13. На борту находились 57 пассажиров, 7 членов экипажа и сопровождающий МВД.
Полет проходил на эшелоне 7 800 м. В РДС Ростов самолет был снижен до 5 700 м, после пролета ОПРС Самбек – до 4 500 м. Затем, после пролета ОПРС Должанская, экипаж установил связь со службой движения а/п Ворошиловград, получил фактическую погоду и условия посадки: МКпос=94° м выходом в район третьего разворота на траверзе ДПРМ. По разрешению диспетчера в 12:55:42 экипаж приступил к снижению до 1 200 м и в 12:58:46 доложил занятие этого эшелона.
Фактическая погода в районе а/п Ворошиловград была: облачность 8/8 баллов, 600 м, видимость 10 км, ветер 50° 8 м/с с порывами до 12 м/с.
В 12:58:48 диспетчер дал указание занять высоту 600 м по давлению аэродрома 746 мм рт.ст. В 12:58:50 экипаж доложил установку давления и продолжил снижение. Это был последний доклад с борта. В 12:59:30 самолет столкнулся с землей в 13 км от аэропорта с азимутом 210° и полностью разрушился. Катастрофа произошла в поле в непосредственной близости от асфальтированного шоссе близ села Волнухино Лутугинского района.
| |
Сведения о пострадавших
| |
Экипаж |
8 |
8 |
Пассажиры |
57 |
57 |
На земле |
|
0 |
| | |
| |
Подробности происшествия
Категория происшествия |
катастрофа |
Фаза полета |
снижение |
Установленные причины АП |
|
Организация, расследовавшая АП |
|
Отчет о расследовании |
|
|
Сведения о воздушном судне
Тип ВС |
Ан-10 |
Регистрационный номер (id) ВС |
CCCP-11145 |
Государство регистрации ВС |
СССР |
Дата выпуска ВС |
31.12.1958 |
Заводской номер ВС |
8400701 |
Наработка ВС (часы) |
14337 |
Наработка ВС (циклы) |
9081 |
Силовая установка |
Н 2425101 Н 2345098 Н 2345185 Н 2335264 |
|
Сведения о рейсе
Номер рейса |
1969 |
Категория рейса |
Регулярный пассажирский |
Авиакомпания |
Аэрофлот (СССР) |
Подразделение |
Приволжское УГА, Куйбышевский ОАО |
Государство регистрации авиакомпании |
СССР |
Пункт вылета |
Куйбышев |
Пункт назначения |
Ворошиловград |
Начальный пункт маршрута |
Куйбышев |
Конечный пункт маршрута |
Одесса |
|
Подробные сведения
Выводы комиссии, расследовавшей АП |
Комиссией установлено что в процессе снижения с 1 200 до 600 м произошло разрушение ОЧК правого крыла с отделением в воздухе частей конструкции крыла вместе с элероном общей площадью 13 кв. м. Самолет перешел в неуправляемое падение с нарастающим правым креном, разворотом вправо и поворотом вокруг продольной оси на угол 300-310°. Обломок ОЧК оторвал правый конец стабилизатора и конец правого руля высоты. Возможно, в результате этих повреждений была также потеряна управляемость по тангажу. Столкновение с землей произошло с наклоном траектории снижения 45°, отрицательным тангажом -60° и левым креном 50°. Обломки ОЧК были обнаружены на удалении 635 – 267 м от места падения самолета. В процессе падения произошло флюгирование винтов двигателей № 3 и 4 из-за падения давления масла на входе в двигатели вследствие отрицательных перегрузок.
Комиссия установила, что разрушение обшивки и силовых элементов правой ОЧК в полете началось с отделения нижних панелей ОЧК из-за разрушения заклепочного шва по переднему лонжерону на участке от 15 до 24 нервюр крыла. Были выдвинуты две возможные причины:
1) Существенное снижение прочности заклепочного шва из-за наличия дефекта.
2) Возникновение большого избыточного давления в кессоне ОЧК при выключении ПОС крыла при частично закупоренных льдом отверстиях для выхода воздуха в законцовке ОЧК.
Для проверки обоих версий проводились исследования.
По первой версии лабораторные исследования показали, что шов выполнен качественно. Разрушение шва произошло в результате действия кратковременных статических срезающих нагрузок, которые, вероятно, превышали расчетные. Признаков усталостного разрушения не выявлено.
Заключение технической экспертизы по второму предположению: Разряжение воздуха (отсос) на нижней поверхностью ОЧК, полученное в летных испытаниях, не превышает эксплуатационного значения, полученного по продувочным данным и принятого в качестве исходного при определении нагрузки для статических испытаниях. Замер избыточного давления в ОЧК показал:
а) при нормальной работе ПОС крыла величина избыточного давления, созданная за счет работы этой системы, незначительна
б) как частичная, так и полная закупорка отверстий выхода воздуха из ОЧК из-за негерметичности конструкции ОЧК не приводит к опасному с точки зрения прочности повышению избыточного давления.
Таким образом, конкретная причина разрушения заклепочного шва нижней панели правой ОЧК в ходе исследований не установлена.
|
|
Дополнение
Сведения об экипаже |
Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены. |
Примечание airdisaster.ru |
|
Источники информации |
|
|
|
|
|
|