Экипаж 358 летного отряда получил разрешение на взлет с МК=20° с последующим выходом на МК=190° - курс следования по маршруту. Поскольку ветра практически не было, экипаж попросил разрешение на взлет с МК=200°, чтобы выход на курс следования по маршруту занял меньше времени. Разрешение было дано. Экипаж произвел взлет в 17:25 мск (19:25 мест вр). После достижения высоты 120 м на скорости полета 295 км/ч КВС дал команду убрать закрылки. Из-за недостаточной перебалансировки самолета рулем высоты в процессе уборки самолет прекратил набор высоты и перешел к снижению. Аварийная ситуация возникла за 10-12 сек до столкновения с землей, когда энергичным контролируемым отклонением элеронов на 6° и руля направления на 5° самолет был переведен в правый крен около 20° с угловой скоростью 8°/сек (в 1,5-2 раза большей, чем при типовом маневре в горизонтальной плоскости). Одновременно штурвал был кратковременно отклонен «от себя». Вертикальная скорость снижения возросла до 9 м/с. Затем элероны были возвращены в положение, близкое к нейтральному. Руль направления остался отклоненным вправо, чем вызвал увеличение крена до 30°. Руль высоты был возвращен в положение, близкое к исходному до начала уборки закрылков. Эти действия при отсутствии перебалансировки самолета рулем высоты привели к увеличению вертикальной скорости снижения до 15 м/с, а приборной скорости – до 425 км/ч. За 1,5 сек до столкновения с землей экипаж предпринял действия по выводу из правого крена, отклонив элероны и руль направления с темпом, соответствующим параметрам типовых маневров. Крен уменьшился с 29° до 21°. Вертикальная скорость снижения уменьшилась до 8-10 м/с за счет перевода руля высоты на кабрирование. Темп отклонения рулей и элеронов был нехарактерен для действий экипажа при визуальном обнаружении близости земли. Режим работы двигателей до столкновения с землей сохранялся взлетным. Самолет столкнулся с землей в 2 339 м от торца ВПП с курсом взлета 200° (3 189 м от КТА с азимутом 223°) в заболоченной местности, покрытой редколесьем (координаты - 64°54’ СШ, 77°46’ ВД). Первое касание произошло законцовкой правого крыла. Истинная скорость при столкновении с землей составляла 365 км/ч (приборная - 425 км/ч), вертикальная скорость снижения – 8-10 м/с с углом траектории к горизонту -5° и правым креном 21°. Самолет полностью разрушился и частично сгорел. 4 члена экипажа и 10 пассажиров скончались на месте происшествия. Трое пассажиров впоследствии умерли в больнице. Разброс обломков составил 365-388 м по длине и 50-60 м по ширине. Фактическая погода за 17:26 – облачность 2/0 баллов верхняя, видимость 5 км, t=-38°C. Безлунная ночь. Штурман самолета получил тяжелые ранения. По его показаниям он наблюдал впереди по ходу самолета светящуюся красную точку. По заключению комиссии других воздушных судов в районе аэропорта в момент катастрофы не было. Светящимся объектом мог быть заградительный огонь ДПРМ или иные неустановленные объекты (сигнальная ракета, костер и т.д.).
|