Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ан-12 Норильского авиапредприятия на а/д Пушкин
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  23 июля 1998 г.
Время:  02:25
Страна:  Россия
Место происшествия:  а/п Пушкин
Тип ВС:  Ан-12
Регистрация ВС:  RA-11886
Авиакомпания:  Норильское авиапредприятие
 


Описание
    Экипаж с проверяющим - заместителем командира аэ, который занимал рабочее место командира ВС, выполнял транспортный полет по маршруту Пушкин - Ухта - Норильск по перевозке коммерческого груза. На борту самолета находилось 7 членов экипажа и 2 служебных пассажира.
    Через 33,5 секунды после начала разбега, на удалении 975 м и приборной скорости 210 км/ч, в результате завышенной, по сравнению с типовой, настройки регулятора частоты вращения воздушного винта Р68ДК (по вине АТБ) произошел отказ 4-го двигателя с флюгированием воздушного винта. Это создало асимметрию в тяге двигателей, возник разворачивающий момент.
    Экипаж, не распознав отказ двигателя, продолжил взлет. Когда приборная скорость достигла значения 230 км/ч (скорость принятия решения), руль направления находился в положении около 17°, самолет начал медленный разворот вправо с уходом от линии пути.
    На удалении 1260 м от торца ИВПП самолет уклонился вправо на 7 - 10 м от оси ИВПП. Уклонение самолета было исправлено экипажем без возвращения на ось ИВПП. Разбег продолжался правее оси ИВПП по прямой до удаления 1550м от торца ВПП. На этом удалении отклонение самолета вправо возобновилось. При возникновении интенсивного вращения самолета по курсу и прекращения связи передних колес с ИВПП развивалось скольжение на левое крыло, что привело к правому кренению самолета при его нахождении еще на ИВПП.
    Самолет из-за неэффективного парирования разворачивающего правого путевого момента оказался на БПБ, и для предотвращения выкатывания пилот вынужден был произвести преждевременный отрыв, который был произведен с БПБ на приборной скорости 238 км/ч (удаление 1673 м от торца ИВПП, боковое уклонение от оси ИВПП 31 м вправо, курс 220°) с небольшим правым креном. Сначала отделилась левая стойка шасси, затем правая стойка. Величина отклонения руля высоты при отрыве самолета составила -26°. Такое отклонение руля высоты привело к преждевременному отрыву самолета на скорости меньшей, чем необходимо, не только для случая взлета с одним отказавшим двигателем (250 км/ч), но и для случая взлета со всеми работающими двигателями (245 км/ч), и выводу ВС на большие углы атаки и режим сваливания.
    После взлета крен стал развиваться более энергично, что свидетельствует о потере эффективности элеронов, связанной с выходом самолета на большие углы атаки и его движении со скольжением на левое крыло. Руль направления находился в положении -18°.
    На удалении 1710 м от торца ИВПП самолет сошел с ИВПП вправо и на удалении 1780 м и 70 м правее оси ИВПП, через 2 секунды после отрыва, коснулся земли законцовкой правой плоскости с углом крена 21°, на скорости 238 км/ч. В дальнейшем самолет опустился на основные стойки шасси и продолжил движение, последовательно разрушаясь. В результате возникшего пожара на земле самолет полностью сгорел.
    3 члена экипажа получили травмы.
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 7 0
Пассажиры 2 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-12
Регистрационный номер (id) ВС RA-11886
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 26.02.1962
Заводской номер ВС 2340302
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Норильское авиапредприятие
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Пушкин
Пункт назначения Ухта
Начальный пункт маршрута Пушкин
Конечный пункт маршрута Норильск


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     По заключению комиссии, АП произошло при взлете самолета с БПБ на скорости менее установленной РЛЭ с выходом на большие углы атаки и режим сваливания, что привело к касанию правым крылом земли с последующим разрушением самолета и возникновением пожара.
    АП обусловлено сочетанием следующих факторов:
    - отказом 4-го двигателя на скорости 210 км/ч в процессе разбега самолета из-за завышенной по сравнению с типовой настройкой регулятора частоты вращения воздушного винта Р68ДК;
    - ошибочным решением экипажа на продолжение взлета на скорости менее расчетной скорости принятия решения при ненормальном (отличном от привычного) поведении самолета в путевом канале вследствие отказа 4-го двигателя;
    - реализацией процесса взлета с одним отказавшим двигателем по технологии взлета как с работающими двигателями, что является отступлением от рекомендаций РЛЭ;
    - неэффективным парированием разворачивающего путевого момента, возникшего из-за отказа двигателя, в процессе разбега и после отрыва, что привело вначале к уклонению его вправо при разбеге, а затем к интенсивному развитию правого крена после отрыва;
    - отрывом самолета с БПБ на скорости менее установленной РЛЭ (для взлета с одним отказавшим двигателем), в результате чего самолет вышел на большие углы атаки и режим сваливания, что привело при неэффективных действиях экипажа по парированию разворачивающего путевого момента и развившегося правого крена к касанию правым крылом земли и последующему разрушению самолета;
    - скоротечностью развития ситуации после падения несущих свойств крыла вследствие срывных явлений на нем из-за выхода самолета на большие углы атаки.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.