Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-24Б Украинского УГА близ а/п Минск-1
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  15 января 1979 г.
Время:  13:05
Страна:  СССР
Место происшествия:  Белорусская ССР, близ Минска
Тип ВС:  Ан-24Б
Регистрация ВС:  CCCP-46807
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Украинское УГА, Днепропетровский ОАО
Рейс:  7502
 


Описание
    Экипаж 327 летного отряда произвел взлет в а/п Таллин в 11:14 мск. Прогноз погоды по а/п Минск, полученный перед полетом, был следующим: облачность 10 баллов высотой 100-200 м, верхняя граница 1 000–1 500 м, слабый снег, дымка, видимость 1 000–2 000 м, умеренная болтанка, в облаках умеренное обледенение, ветер 120-140° 9-12 м/с. Эшелон полета был задан 4 500 м. В 12:42 экипаж перешел под управление Минского РЦ и в 12:49 приступил к снижению до высоты 3 000 м. Перед началом снижения экипаж включил ПОС. В 12:54 экипаж перешел на связь с диспетчером подхода и приступил к снижению до 2 100 м, а затем до 1 200 м. Высоту 1 200 м экипаж занял в 12:58 на удалении 31 км от аэропорта Минск, после чего перешел на связь с диспетчером круга. В 12:59 экипаж установил давление аэродрома и приступил к снижению до высоты круга 400 м, в 13:01 доложив занятие этой высоты. Фактическая погода а/п Минск на 13:00 была следующей: облачность 10 баллов высотой 150 м, дымка, видимость 2 500 м, в облаках слабое обледенение, ветер 80° 6-9 м/с. Таким образом, прогноз погоды оправдался. Диспетчер круга фактическую погоду на борт не передал. С высоты 1 200 м полет проходил в облаках. На удалении 19 км от аэропорта экипаж перешел на связь с диспетчером посадки. В 13:03 после выполнения контрольной карты обязательных проверок и доклада об отсутствии обледенения на крыле справа и слева экипаж доложил: «Вошел в глиссаду, шасси выпустил, к посадке готов». Диспетчер разрешил посадку и сообщил удаление – 9 км. В 13:04 по запросу экипажа диспетчер дал удаление 7 км, левее 50 м, ниже глиссады 40 м. Экипаж подтверждения не дал и на дальнейшие запросы не отвечал. Полностью разрушенный самолет был обнаружен на удалении 5 280 м от торца ВПП с МКпос=120° левее оси 200 м на заснеженной пересеченной местности, представлявшей собой глиняные карьеры глубиной 10-15 м, склоны которых были покрыты кустарником высотой 2-3 м (53°53’57” СШ, 27°27’55” ВД между деревнями Мал. Медвежино и Бареновщина). Катастрофа произошла в 13:05. Самолет столкнулся с землей на скорости полета 130-140 км/ч с небольшим положительным углом тангажа с правым креном 10-15° и с вертикальной скоростью снижения 15 м/с. После удара самолет продвинулся всего 14 м. Все обломки находились в радиусе 30 м. Был поврежден деревянный столб телефонной линии. Других разрушений на земле не было. Пожара не возникло. На месте катастрофы были обнаружены трое тяжелораненых пассажиров – двое взрослых и девочка 1976 г.р. Оба взрослых пассажира впоследствии скончались в больнице. Остальные пассажиры и члены экипажа погибли на месте. На передних кромках крыла, стабилизатора и киля обнаружен лёд шириной 20-40 мм и толщиной 1-2 мм.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 5 5
Пассажиры 9 8
На земле   0
Всего погибших 13


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-24Б
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-46807
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 30.11.1965
Заводской номер ВС 57302109
Наработка ВС (часы) 23844
Наработка ВС (циклы) 17627
Силовая установка Н 404208 Н 4832101


Сведения о рейсе

Номер рейса 7502
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Украинское УГА, Днепропетровский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Таллин
Пункт назначения Минск (Минск-1)
Начальный пункт маршрута Таллин
Конечный пункт маршрута Днепропетровск


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     При заходе на посадку экипаж преждевременно выключил ПОС, что привело к образованию льда на крыле, хвостовом оперении и ухудшению продольной устойчивости самолета. Аварийная обстановка начала развиваться на удалении 7 км от ВПП в момент последовательного увеличения режима работы двигателей до 63° по УПРТ для исправления расчета на посадку и выполнения горизонтального полета до входа в глиссаду, предпринятого экипажем на высоте 300 м на скорости полета 220 км/ч при выпущенных на 38° закрылках после сообщения диспетчера об уклонении ниже глиссады. После увеличения режима работы двигателей до 63° по УПРТ произошло уменьшение усилий на штурвале от руля высоты, что является признаком срыва потока на стабилизаторе. Экипаж, согласно РЛЭ, немедленно уменьшил угол отклонения закрылков до 10° и уменьшил режим работы двигателя до полетного малого газа. В дальнейшем полете в облаках экипаж не предпринимал действий для ухода на второй круг. С 18-ой секунды до столкновения с землей полет проходил на углах атаки, близких к критическим, с уменьшением поступательной скорости. После снижения самолета под облака из-за недостатка высоты (истинная 110 м) вывод самолета из создавшегося положения был уже невозможен.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Главная причина авиационного происшествия – частичная потеря продольной устойчивости самолета в посадочной конфигурации с закрылками, выпущенными на 38°, с обледеневшим вследствие преждевременного выключения ПОС крыла и оперения.
    Сопутствующие факторы
    – Лётных испытаний по определению характеристик продольной устойчивости и управляемости со льдом на носке стабилизатора (клевки с пикированием самолета) не проводилось.
    - На самолете Ан-24 наличие обледенения на стабилизаторе неблагоприятно влияет на характеристики продольной устойчивости.
    - В РЛЭ отсутствуют четкие рекомендации по выводу самолета из предклевкового состояния в нормальный режим полета.
    - В РЛЭ не указан порядок действий по разгону скорости при уборке закрылков и уходу на второй круг, если самолет не перешел или удержан от «клевка».
    - Выполнение рекомендаций п. 4.17.5 РЛЭ в этом случае выводит самолет на близкие к критическим углы атаки.
    - На действующих тренажерах самолета Ан-24 невозможно имитировать признаки «клевка» и проводить тренировки экипажей по выводу самолета в нормальный режим полета.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2016, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.