Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ан-2Р а/к Башкирские авиалинии в Башкортостане
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  12 октября 1998 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Башкортостан, Бурзянский район, г. Масим
Тип ВС:  Ан-2Р
Регистрация ВС:  RA-33668
Авиакомпания:  Башкирские авиалинии
 


Описание
    Экипаж в составе командира воздушного судна, второго пилота и проверяющего командира звена выполнял рейс по маршруту Сибай-Уфа. На борту находилось 13 пассажиров, из них один ребенок.
    Взлетная масса и центровка самолета не выходили за установленные пределы.
    Второй пилот в нарушение требований п. 3.6.10 НПП ГА-85 расчет полета по маршруту с учетом изменения направления ветра, полученного при метеоконсультации в аэропорту Сибай, не произвел. КВС, в нарушение требований п. 3.6.8 НПП ГА-85, правильность расчета не проверил, а проверяющий, в нарушение требований п. 3.8.8 НПП ГА-85, готовность экипажа к выполнению задания на полет не проконтролировал.
    Решение на вылет было принято с нарушением требований п. 5.5.12.1 НПП ГА-85 при нижней границе облаков по маршруту ниже предусмотренной для ПВП.
    Диспетчером КДП МВЛ аэропорта Сибай, в нарушение требований п. 5.5.2 НПП ГА-85, п. 3.7.2 НШС ГА-86 и п.п. 4.1., 4.2. Технологии работы диспетчера КДП МВЛ аэропорта Сибай, диспетчерское разрешение было выдано при прогнозируемой высоте нижней границы облаков по маршруту ниже предусмотренной для полетов по ПВП, нарушения, допущенные экипажем при расчете маршрута полета, выявлены не были.
    После взлета экипаж, в нарушение требований п. 7.4.4 НПП ГА-85 и п. 5.3.15 Инструкции по производству полетов аэропорта Сибай, выход из зоны аэропорта осуществил не по установленной схеме.
    Диспетчер КДП МВЛ аэропорта Сибай, в нарушение требований п. 7.1.7 Технологии работы диспетчера КДП МВЛ аэропорта Сибай, момент пролета самолетом поворотного пункта Карышкинов по радиопеленгатору не проконтролировал, на допущенные нарушения экипажу не указал и, в нарушение требований п. 5.3.3 НПП ГА-85, дал разрешение на занятие высоты полета 1100м при высоте нижнего края облачности в районе аэропорта Сибай 550 м.
    В наборе высоты для занятия эшелона 1100 м самолет вошел в облака. КВС, в нарушение требований п.п. 5.3.11, 5.3.12, 5.3.13 и 5.3.15 НПП ГА-85, решения на возврат на аэродром вылета не принял, о несоответствии условий для полета по ПВП органу УВД не доложил, изменение безопасного эшелона не запросил и продолжил полет в облаках на высоте 1100 м.
    Через 30 мин расчетного времени после взлета экипаж, считая, что прошел поворотный пункт (ПП) Кананикольское, преждевременно взял курс 285град. на ПП Хлебодаровка, тем самым в нарушение требований п. 7.5.3 НПП ГА-85 спрямил маршрут в сторону горной местности. О пролете ПП Кананикольское и о том, что пролет ПП Хлебодаровка рассчитывает в 10.00 UTC с занятием высоты полета 600 м экипаж доложил оператору KB базы ЭРТОС. Оператор, в нарушение требований п. 5.3.14 НСГА-85 дал команду экипажу доложить о пролете ПП Хлебодаровка. О докладе экипажа и его решении оператор проинформировал диспетчера МДП "ЮГ" аэропорта Уфа.
    Диспетчер МДП "ЮГ" к информации отнесся формально, решение экипажа о выбранном маршруте полета не проанализировал, о допущенном нарушении маршрута экипажу не указал.
    При полете на ПП Хлебодаровка из-за неучета боковой составляющей ветра ВС оказалось в 45 км правее от линии спрямленного маршрута у вершины горы высотой 1040 м. Высота полета при этом была в нарушение требований п. 5.7.1 НПП ГА-85 значительно ниже истиной безопасной высоты полета (1940 м).
    По объяснениям членов экипажа, из-за попадания ВС в нисходящие потоки воздуха, образовавшиеся на подветренной стороне горного хребта, произошла потеря высоты полета примерно на 100 м. Экипаж увидел препятствие по курсу полета, энергично взял штурвал "на себя" и увеличил режим работы двигателя до взлетного, однако предотвратить столкновение самолета с горой не смог.
    Проверяющий командир звена в нарушение требований п.п. 3.8.6, 3.8.8 и 3.8.11 НПП ГА-85, выполнение членами экипажа своих функциональных обязанностей не контролировал, мер по обеспечению безопасности полета не принял.
    В результате столкновения с горой на высоте 980 м (высота горы 1040 м) самолет разрушился, три пассажира получили телесные повреждения различной степени тяжести.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 13 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2Р
Регистрационный номер (id) ВС RA-33668
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1989
Заводской номер ВС 1G234-17
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Башкирские авиалинии
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Сибай
Пункт назначения Уфа
Начальный пункт маршрута Сибай
Конечный пункт маршрута Уфа


Подробные сведения

Выявленные при расследовании недостатки     В ходе расследования выявлены недостатки в организации и проведении поисково-спасательных работ:
    - при отсутствии доклада экипажа в расчетное время о пролете ПП Хлебодаровка диспетчер МДП аэропорта Уфа в нарушение требований п.п. 8.2.7.1 и 8.7.2.9 НПП ГА-85 в течение 10 мин бездействовал, попыток установить связь с экипажем не предпринимал;
    - отсутствует должное взаимодействие между службами ПАСОП, ПДСП, УВД, что привело к вылету поискового вертолета только через 1 час 30 мин;
    - в Инструкции по организации ПиАСР в зоне ответственности авиакомпании "Башкирские авиалинии" действия командного состава авиакомпании при проведении поисково-спасательных работ определены неконкретно;
    - отсутствует должное взаимодействие между службой ПАСОП авиакомпании "Башкирские авиалинии" и территориальным подразделением МЧС при проведении поисково-спасательных работ.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной аварии самолета Ан-2 RA-33668 явилось сочетание следующих факторов:
    -принятие решения на вылет по правилам визуального полета, при несоответствующей для ПВП прогнозируемой метеорологической обстановке;
    - выполнение полета над горной местностью на высоте ниже минимально безопасной;
    - отсутствие контроля со стороны проверяющего за исполнением членами экипажа своих функциональных обязанностей и обеспечением безопасности полета;
    - неудовлетворительный контроль за полетом ВС со стороны диспетчера КДП МВЛ аэропорта Сибай и диспетчера МДП "ЮГ" аэропорта Уфа.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.