Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-2 а/к Оренбургские авиалинии близ Казани
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  30 июля 1998 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Татарстан, близ а/п Казань (Юдино)
Тип ВС:  Ми-2
Регистрация ВС:  02160
Авиакомпания:  Оренбургские авиалинии
 


Описание
    Экипаж в составе КВС и проверяющего командира звена выполнял полет по перегонке вертолета по маршруту Казань - Оренбург. Вертолет к моменту перегонки не был занесен в Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ и не имел государственного регистрационного опознавательного знака. Перегонка вертолета к месту постоянного базирования после выполнения на нем ремонта осуществлялась в соответствии с требованиями п. 4.2 "Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов", утвержденных приказом ДВТ от 12 октября 1995 года № ДВ-110.
    На борту находился один служебный пассажир. «Взлетная масса вертолета и центровка не выходили за установленные ограничения.
    После взлета и набора высоты проверяющий, осуществлявший активное пилотирование, перевел вертолет в горизонтальный полет и установил двигателям номинальный режим работы. Сразу же после перевода двигателей на номинальный режим экипаж услышал изменение звука в работе силовой установки и по показаниям приборов определил падение оборотов турбокомпрессора и температуры газов левого двигателя.
    Экипаж принял решение о посадке на аэродроме вылета.
    В процессе выполнения разворота, по заявлению экипажа, произошла потеря высоты примерно 40-50 м. Мощности одного работающего двигателя при полетной массе, близкой к предельной, в условиях высокой температуры окружающего воздуха 25°С не хватило для обеспечения горизонтального полета. Вертикальная скорость снижения при этом составила 2-3 м/сек.
    Уменьшающийся запас высоты полета и наличие препятствий по курсу не позволили, по оценке экипажа, продолжить полет до аэродрома вылета.
    В процессе вынужденной посадки вертолет столкнулся с препятствиями на земле и получил разрушения силовых элементов конструкции. Члены экипажа и пассажир получили телесные повреждения различной степени тяжести.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 1 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-2
Регистрационный номер (id) ВС 02160
Государство регистрации ВС Государство неизвестно
Дата выпуска ВС
Заводской номер ВС
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Перегоночный
Авиакомпания Оренбургские авиалинии
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Казань (Юдино)
Пункт назначения Оренбург
Начальный пункт маршрута Казань (Юдино)
Конечный пункт маршрута Оренбург


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Исследованием муфт свободного хода (МСХ) установлено, что в последнем полете произошло проскальзывание МСХ левого двигателя. Это явилось следствием повышенного износа рабочих площадок ведущего вала и окон сепаратора, что привело к работе роликов муфты с перекосом. Повышенные контактные напряжения на локальном участке роликов привели к усталостному выкрашиванию и сколу материала одного из них, что обусловило зависание сепаратора в промежуточном положении и, как следствие, к проскальзыванию комплекта роликов относительно дорожки муфты.
    Проскальзывание МСХ левого двигателя привело к срабатыванию автомата защиты свободной турбины левого двигателя и его выключению.
    Повышенный износ деталей МСХ обусловлен недостаточной износостойкостью деталей муфты. Мероприятия по повышению износостойкости деталей МСХ, предусмотренные Протоколом совместного совещания Заказчика и Разработчика от 11 сентября 1986 года, в полном объеме не выполнены.
Выявленные при расследовании недостатки      процессе расследования выявлены недостатки в технической эксплуатации и ремонте вертолета:
    - в нарушение требований п.п. 10.5.1, 10.5.2 и 10.5.5 НТЭРАТ-93 контрольный полет вертолета 29 июля 1998 года после замены главного редуктора и хранения более 3-х месяцев проводился без программы полета и оформления протокола контрольно-испытательного полета;
    - после выполнения капитального ремонта в январе 1998 года не проведена тарировка самописца К-2-715 (в формуляре нет отметки о тарировке и отсутствуют тарировочные графики).
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной аварии вертолета явился отказ муфты свободного хода левого двигателя из-за низкой износостойкости ее деталей, приведший к выключению левого двигателя.
    В сложившейся обстановке экипаж, имеющий малый опыт полетов на вертолете данного типа, не смог обеспечить безопасную посадку.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.