Экипаж выполнял транспортно-связной полет по маршруту Полярный - Айхал - Оленек Анабар. При вылете с аэродрома Оленек на борту вертолета находилось шесть пассажиров и 1862 кг груза. Взлетная масса составляла 11657 кг центровка +180 мм, что не выходило за установленные РЛЭ вертолета МИ-8Т ограничения.
Прогнозом погоды по маршруту предусматривались метеоусловия: ветер на высоте 500-1500 м неустойчивый 20 км/час, температура у земли минус 8 град., видимость 10 км, слабый ливневой снег, в облаках умеренное обледенение. Анализ метеорологической обстановки подтверждает возможность обледенения от слабого до сильного.
Несмотря на прогнозируемое обледенение, в нарушение требований п.8.1.2.2 НПП ГА-85 и п.7.14 РЛЭ вертолета Ми-8 экипаж противообледенительную систему лопастей несущего и хвостового винтов не включил.
После взлета с аэродрома Оленек экипаж взял курс на Анабар и занял заданную высоту 850 м, о чем доложил диспетчеру.
По объяснению членов экипажа, следуя на этом эшелоне, вертолет попал в слабое обледенение. Сработал РИ-65 с информацией "Обледенение".
Бортмеханик по команде КВС установил ПОС лопастей несущего и хвостового винтов в положение "Ручной", осмотрел воздухозаборники и доложил, что обледенение на них отсутствует.
Получив информацию от экипажа впереди летящего вертолета о том, что на высоте 1150 м хорошие условия для полета, после повторного срабатывания РИ-65 об обледенении, КВС приступил к набору высоты, чтобы выйти из зоны обледенения. Диспетчеру УВД аэропорта Оленек о причине смены эшелона экипаж не доложил и тем самым нарушил требования пунктов 5.11.1 и 8.1.2.3 НПП ГА-85. Набор высоты выполнялся с уменьшением скорости полета со 190 км/ч до 135 км/ч. КВС объясняет это решением выполнить набор без увеличения мощности двигателей, за счет увеличения угла тангажа до +2 град.
На высоте 1000м и скорости 135 км/ч произошло самовыключение правого двигателя. По объяснениям членов экипажа самовыключению предшествовали скрежет и свист с последующим хлопком в районе силовой установки, в связи с чем запуск отказавшего двигателя не производился.
Доложив об отказе правого двигателя, экипаж принял решение произвести вынужденную посадку на подобранную с воздуха площадку. За 5 сек до приземления КВС резко увеличил шаг НВ с 7,5 град до 14 град, что привело к падению оборотов НВ до 70% к моменту приземления. Перед приземлением КВС не обеспечил посадочное положение вертолета, как того требует п. 6.6.4.1 РЛЭ вертолета Ми-8. Приземление произошло с углом тангажа +12 град на основные стойки шасси с одновременным касанием земли хвостовым винтом и его повреждением. В процессе продвижения по заболоченному участку вертолет получил значительные повреждения. Экипаж и пассажиры не пострадали.
|