Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-40 Казахского УГА близ а/п Кольцово
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  07 октября 1978 г.
Время:  19:52
Страна:  СССР
Место происшествия:  Свердловская область, 7,5 км юго-западнее а/п Кольцово
Тип ВС:  Як-40
Регистрация ВС:  CCCP-87437
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское УГА, Джамбульский ОАО
Рейс:  1080
 


Описание
    Экипаж 159 летного отряда, выполнявший рейс №1080, произвел взлет в а/п Кольцово с МК=256° в 17:48:30 мск (19:48 мест. вр.) ночью в ПМУ. На борту находилось 30 взрослых пассажиров и 4 ребенка. В 17:50:25 экипаж доложил: «отказал левый двигатель, раз…заводите нас…мы на сто метров». Диспетчер ответил: «87437, Свердловск-посадка, выполняйте первый разворот на сто». Экипаж передал: «437, выполняем первый на сто». Затем диспетчер наблюдал вспышку и пожар в районе холмов левее взлета. Самолет был обнаружен в лесу на склоне холма в 7 470 м с азимутом 244° от КТА (3 300 м левее линии взлета) разрушенным и частично сгоревшим. Первое касание о верхушки деревьев высотой 23 м произошло в 17:51:55 на высоте 86 м от уровня аэродрома. В дальнейшем самолет с левым креном 23° и снижением двигался к земле, разрушаясь и срубая деревья. Касание земли произошло на удалении 168 м от места первого касания деревьев с разрушенным левым крылом и креном 60°. На удалении 178 м произошло разрушение пилотской кабины от удара о деревья. В дальнейшем, с продолжающимся разрушением фюзеляжа и правой плоскости, самолет развернуло влево на 110° (от курса полета при столкновении с деревьями 180°). От фюзеляжа оторвались киль и стабилизатор.
    Фактическая погода в момент происшествия была: облачность 10/10 кучево-дождевая высотой 500 м, дождь, видимость 10 км, ветер 170° 7-10 м/с, температура воздуха +5°С, влажность 84%.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 4
Пассажиры 34 34
На земле   0
Всего погибших 38


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП ошибка экипажа, отказ техники
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-40
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-87437
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.07.1974
Заводской номер ВС 9431335
Наработка ВС (часы) 6291
Наработка ВС (циклы) 5110
Силовая установка Н5642170 Н5732066 Н5532141


Сведения о рейсе

Номер рейса 1080
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское УГА, Джамбульский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Свердловск (Кольцово)
Пункт назначения Кустанай
Начальный пункт маршрута Свердловск (Кольцово)
Конечный пункт маршрута Джамбул


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Комиссия установила:
    1) Экипаж нарушил требования руководящих документов МГА, произведя взлет с превышением взлетного веса на 419 кг; не включил ПОС перед взлетом в условиях возможного обледенения.
    2) На протяжении всего полета тяга двигателей была недостаточной. Это подтверждается пологой траекторией полета после отрыва (при докладе об отказе двигателя высота полета была всего 100 м) и столкновением самолета с препятствиями в процессе разворота с большим радиусом на скорости около 210 км/ч без набора высоты.
    3) Метеоусловия благоприятствовали полету. Опасных явлений погоды не наблюдалось.
    4) Левый двигатель к моменту удара не работал. Средний и правый двигатели работали на режимных оборотах.
    Отрыв самолета при взлете произошел на скорости 205 км/ч (в связи с превышением взлетного веса на 419 кг и наличием бокового ветра). В момент отказа левого двигателя после отрыва КВС принял решение на продолжение взлета. Экипаж отвлек внимание на создавшуюся аварийную ситуацию и не убрал шасси и фары. Набор высоты продолжался с поступательной скоростью 210 км/ч и вертикальной скоростью 1,4 м/с из-за недостаточного запаса тяги двух работающих двигателей. На высоте 100-120 м КВС дал команду на уборку закрылков и начал выполнять левый разворот, в начальной стадии которого доложил об отказе левого двигателя. В процессе разворота прироста поступательной и вертикальной скорости не произошло, о чем свидетельствует повторный доклад о развороте на высоте 100 м через 22 сек. после первого доклада.
    Диспетчер дал команду выполнять первый разворот на высоте 100 м, тогда как согласно ИПП а/п Кольцово безопасная высота первого разворота при взлете курсом 256° - 350 м, и не предупредил экипаж о возможном столкновении с препятствиями при данном маневре.
    По заключению ГосНИИ ГА работа левого двигателя на оборотах режима авторотации, а среднего и правого двигателей на режимных оборотах (на каких точно, определить не представилось возможным) могла являться следствием их работы в условиях обледенения при выключенной ПОС. Согласно проведенным экспериментам, обледенение элементов входа двигателей может происходит при температуре наружного воздуха до +8°С.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причиной катастрофы является невключение экипажем ПОС перед взлетом в условиях возможного обледенения, что привело к отказу одного двигателя и падению тяги двух работающих двигателей.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.