Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ан-2 Бодайбинского авиапредприятия близ Бодайбо
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  30 сентября 2002 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  Иркутская область, 68 км от Бодайбо
Тип ВС:  Ан-2
Регистрация ВС:  RA-62587
Авиакомпания:  Бодайбинское авиапредприятие
 


Описание
    Экипаж выполнял транспортный полет в горной местности по правилам визуального полета (ПВП) по местной воздушной линии (МВЛ) Ю30: Бодайбо-Светлый-Перевоз-площадка Валюхта.
    По объяснению членов экипажа непосредственное управление самолетом осуществляли командир звена (левое сидение) и проверяющий (правое сидение). КВС находился в пассажирской кабине.
    На борту ВС находились: авиатехник авиационной технической базы и представитель заказчика.
    Наличие в районе ответственности аэродрома Бодайбо двух разнесенных МВЛ по маршруту Бодайбо-Перевоз, их незначительная загруженность позволили экипажам заявлять в плане использования воздушного пространства весь в этом направлении район полетов, что создало возможность (в зависимости от метеоусловий) выполнять полет вне трасс, по МВЛ или по заданному маршруту полета.
    Окончательный выбор маршрута проведен экипажем в период предполетной подготовки.
    При полете по выбранному экипажем маршруту в ширине 4 км максимальное превышение рельефа местности составляло 1267 м. В задании на полет диспетчером АДП была назначена высота "300 ист.", что противоречит требованиям пп. 84-86 ОПП-85, согласно которым выдерживание высоты полета осуществляется по барометрическому высотомеру, устанавливаемому на давление аэродрома, минимальное давление по маршруту, приведенное к уровню моря (Рприв. мин.) или стандартное давление 760 мм рт.ст.
    Диспетчер АДП в задании на полет должен был указать высоту 1700 м по Рприв. мин.=762 мм рт.ст., выдерживание которой обеспечивало выполнение полета по ПВП.
    В процессе предполетной подготовки после анализа метеообстановки в районе аэродрома и по районам полетов было принято решение о задержке вылета, так как метеоусловия по маршруту полета не соответствовали условиям полета по ПВП.
    Корректив (ориентировочный) прогноза условий погоды по районам полетов, составленный на период полета, предусматривал облачность: мало слоистых с верхней границей 800 м, нижней границей 200 м, частые кучево-дождевые с верхней границей 7000 м, нижней границей 1800 м, сплошные с верхней границей 7000 м, нижней границей 2000 м, минимальное приведенное атмосферное давление (Рприв. мин) - 762 мм рт.ст., умеренная орографическая турбулентность в слое земля - 3000 м, скорость ветра на высотах 1500-2000 м, 260°, 40-50 км/час, горы частично закрыты облаками.
    Фактически общий фон нижней границы облаков в Бодайбо и ближайших метеостанциях не превышал 1500 м (Бодайбо-1290, Мама-1290-1300м, Светлый-1000-1500м).
    После получения корректива прогноза, повторной метеоконсультации и анализа прогноза погоды командиром эскадрильи было принято решение на вылет.
    Из объяснений экипажа следует, что так как на удалении 60 км от аэродрома вылета впереди по курсу полета наблюдался снежный заряд, было принято решение по обходу зоны осадков отворотом от заданного маршрута и с выходом на другой. Решение по обходу зоны осадков с диспетчером местного диспетчерского пункта (МДП) согласовано не было, чем было нарушено требование п. 8.1.1.3. НПП ГА-85.
    В процессе обхода зоны осадков полет проходил в районе хребта Кропоткина с доминирующей высотой 1649,5 м.
    Расчетная безопасная высота полета по маршруту обхода снежного заряда составляла 2041 м, которую экипаж не мог занять из-за наличия облачности на высоте 1800-2000 м. В сложившейся обстановке правильным решением экипажа должно было стать решение о возвращении на аэродром вылета.
    По объяснению членов экипажа за 500-1000 м до пересечения хребта началась просадка самолета, которую экипаж предотвратить не смог. Самолет столкнулся со склоном горы на отметке 1520 м.
    В связи с тем, что барограф АД-2 уничтожен пожаром фактический профиль полета не установлен.
    Экипаж и лица, находившиеся на борту, покинули самолет через аварийный люк. Локализовать возникший на самолете пожар экипажу не удалось.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 2 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2
Регистрационный номер (id) ВС RA-62587
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1977
Заводской номер ВС 1G176-56
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Бодайбинское авиапредприятие
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Бодайбо
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Бодайбо
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авария явилась результатом сочетания следующих факторов:
    неправильная оценка экипажем возможности продолжения полета по ПВП в горной местности в сложившейся метеорологической обстановке;
    невыполнение экипажем правил визуальных полетов в горной местности в части выдерживания безопасной высоты с учетом рельефа местности, при изменении маршрута полета для обхода зоны снежного заряда без согласования с органом УВД;
    неучет экипажем возможности образования нисходящих потоков при пересечении горного хребта, влияния ветрового режима и наличия кучево-дождевой облачности вне заданного маршрута.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.