Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-8Т а/к Тува-авиа на реке Мал.Енисей
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  25 сентября 2004 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  респ. Тува, р. Мал. Енисей, 160 км от а/п Кызыл
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-24711
Авиакомпания:  Тува-авиа
 


Описание
    Экипаж должен был выполнять рейс по заявке Тувинского Республиканского Центра гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды 24.09.2004 г., но из-за нелетного прогноза погоды КВС принял решение о переносе вылета на 25.09.2004 г. Цель полета комиссии по расследованию определить не удалось ввиду непредставления ФГУП "Тува Авиа" указанной выше заявки.
    Прогноз погоды по маршруту и району авиационных работ 25.09.2004 г. не соответствовал минимуму для ПВП и КВС в ожидании улучшения метеоусловий периодически переносил время вылета (с 00 час 00 мин до 07 час 00 мин по UTC).
    После неоднократных переносов времени вылета КВС, по согласованию с "заказчиком", изменил маршрут полета от первоначально намеченного маршрута. Изменение маршрута полета при этом не оформлялось.
    Прогноз погоды по квадратам 3-12, по которым должен был проходить намеченный маршрут полета, предусматривал: видимость 10 км, местами 5 км, ливневой дождь со снегом, в облаках умеренное обледенение в слое от земли до 4000 м, турбулентность умеренная от земли до 4000 м, наличие слоистой облачности 1-2 октанта с нижней границей облаков (НГО) 1300 м, частой кучево-дождевой с НГО 2000 м, значительной высоко-слоистой, высоко-кучевой с НГО 4000 м от уровня моря, горы частично закрыты облаками, осадками, температура 0°С.
    За час до вылета вертолета дежурным синоптиком в дополнение к основному прогнозу был составлен корректив, предусматривающий повышение нижний границы облаков (НГО) до 2200 м. Безопасная высота по маршруту составляла 2020 метров. КВС принял решение на выполнение полета.
    Фактическая погода на момент вылета вертолета по маршруту была:
    - по аэродрому Кызыл: ветер 300° 7 м/сек, порывы 12 м/сек, видимость более 10 км, облачность значительная (5-7 октантов) кучево-дождевая НГО 1200 м, переход температуры на минус 1°С, временами ливневой дождь со снегом, горы частично закрыты;
    - по Сарыг-Сеп: ветер 120° 6 м/сек, порывы 11 м/сек, видимость более 10 км, облачность значительная (5-7 октантов) кучево-дождевая НГО 1200 м, ливневой дождь со снегом, горы частично закрыты;
    - по н.п. Катазы: ветер 300° 8 м/сек, порывы 13 м/сек, видимость более 10 км, облачность значительная (5-7 октантов) НГО 1200 м, в облаках умеренное обледенение, ливневой дождь со снегом, горы частично закрыты.
    Фактическая погода по маршруту полета не давали оснований синоптику корректировать прогноз по НГО до 2200 м, а КВС принимать решение на полет по ПВП при минимально безопасной высоте 2020 м.
    На борту вертолета кроме 4-х членов экипажа и 2-х авиатехников находилось 10 пассажиров. Взлетная масса вертолета и центровка не выходили за пределы ограничений РЛЭ и составляли 11743 кг и 180 мм соответственно.
    Отсутствие записи речевой информации (обрыв звуконосителя магнитофона МС-61) и записи параметров полета (неисправность системы БУР-1-2Ж) не позволили комиссии получить полную информацию о полете. Анализ выполнения полета проводился на основе показаний членов экипажа, пассажиров и очевидцев АП.
    Через 48 минут полета экипажем через радиобюро аэропорта Кызыл для диспетчера ВРЦ МДП была передана информация о начале снижения и расчетном времени посадки (в нарушение требования п. 7.6.10 НПП ГА-85 без уточнения места посадки). В дальнейшем экипаж на связь не выходил. Пo объяснениям членов экипажа после передачи сообщения в связи с ухудшением метеоусловий КВС принял решение произвести посадку на подобранную с воздуха площадку в районе русла реки М. Енисей.
    В районе предполагаемого места посадки (остров), по показаниям экипажа, видимость стала резко ухудшаться, в результате экипаж полностью потерял визуальный контакт с земными ориентирами.
    В дальнейшем, в процессе маневрирования вертолета на предельно малой высоте в условиях ограниченной видимости, произошло соударение одной из лопастей НВ по хвостовой балке и как следствие отрыву части лопасти и разрушению балки. Вертолет опрокинулся на правый борт, получив при этом значительные повреждения. Экипаж и пассажиры не пострадали.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 0
Пассажиры 12 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета Горизонтальный (крейсерский) полет
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-24711
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1985
Заводской номер ВС 98417182
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Тува-авиа
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Кызыл
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Кызыл
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Выявленные при расследовании недостатки     В ходе расследования АП комиссией были выявлены многочисленные недостатки в организации полетов:
    - в нарушение утвержденного ППЛ КВС при принятии решения на вылет изменил маршрут полета, а диспетчер АДП выдал диспетчерское разрешение без надлежащего оформления (нарушение п.п. 2.1.7, 2.1.10, 2.2.7, 2.2.13 табеля сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации ТС-95);
    - в нарушение п. 8.2.6 НМО ГА-95 синоптик не выдал, а КВС не потребовал полетную документацию (бланк АВ-5);
    - в ФГУП "Тува Авиа" в нарушение п. 4.13.8 HПП ГА-85 отсутствует технология связи между ПДСП и КРС в части планирования и своевременного оперативного внесения изменений о маршруте, пунктах посадки и задачах запланированного рейса (п. 3.6.8 РОЛР ГА-87);
    - диспетчером АДП было выдано разрешение на вылет без анализа метеоусловий;
    - диспетчер ВРЦ-МДП, получив сообщение от экипажа о выполнении снижения и расчетное время посадки без указания места предполагаемой посадки, в нарушение п. 6.6.3.2 Правил и фразеологии радиообмена при выполнении полетов и управлении воздушным движением, утвержденных приказом ФСВТ России от 07.02.2000 № 16 не уточнил место намеченной посадки, что могло оказать негативное влияние на проведение и результаты поисковых и аварийно-спасательных работ после потери связи с контролируемым бортом;
    - Новосибирским тренажерным центром не выполняются требования Распоряжения Минтранса России от 18.11.2003 № НА-325-р Приложение п. 16 о дополнении Программ тренажерной подготовки при внезапном ухудшении видимости на различных этапах полета с отработкой правильных действий;
    - в нарушение требований руководящих документов (Руководства по организации сбора, обработки и использования полетной информации в авиапредприятиях ГА, утвержденное распоряжением Минтранса России от 31.07.2001 № НА-296-р) в руководстве по деятельности АТБ ФГУП "Тува Авиа" не определен порядок снятия и доставки полетной информации в подразделение для обработки, отсутствует должное взаимодействие группы расшифровки с группой надежности и технической диагностики, что не позволило выявить неисправность в системе БУР-1-2Ж (п. 3.4.2 дефисы 1,2 и п. 6.5 руководства);
    - в ФГУП "Тува Авиа" отсутствует контроль за работой экипажей (на вертолете Ми-8Т RA-24711 полеты выполнялись с неисправной системой БУР-1-2Ж).
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Авария вертолета Ми-8Т RA-24711 произошла в результате попытки командира вертолета осуществить вынужденную посадку на мелководье реки М. Енисей при полете в условиях снежного заряда и отсутствия видимости.
    Авиационное происшествие стало возможным из-за:
    - нарушения экипажем требований п. 5.5.12.1 НПП ГА-85 при принятии решения на вылет в метеоусловиях, не соответствующих требованиям для полетов по ПВП;
    - необоснованного корректива прогноза погоды с завышением НГО облачности по маршруту полета синоптиком АМСГ аэропорта Кызыл;
    - невыполнения экипажем своевременных действий по возврату на аэродром вылета при встрече погоды ниже минимума;
    - неудовлетворительного контроля со стороны руководящего состава ФГУП "Тува Авиа" за организацией, обеспечением и выполнением полетов.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.