Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-8Т а/к Ямал в пос. Надежда, ЯНАО
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  25 ноября 2005 г.
Страна:  Россия
Место происшествия:  ЯНАО, пос. Находка, Тазовский район
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-25605
Авиакомпания:  Ямал
 


Описание
    Экипаж выполнял транспортно-связной полет по обслуживанию Тазовского рыбозавода. Кроме трех членов экипажа на борту вертолета находилось 10 пассажиров.
    При посадке на подобранную с воздуха посадочную площадку в районе н.п. Находка посадочная масса вертолета составляла 10363 кг, центровка +136 мм, что не выходило за ограничения, установленные РЛЭ вертолета Ми-8Т.
    При выполнении полетов 25.11.05 г., посадка на подобранную в районе н.п. Находка площадку выполнялась второй раз. Заход и посадка выполнялись на заснеженную, неравномерно промерзшую, болотистую пойму Тазовской губы, в стороне от места, где выполнялась первая посадка.
    Экипаж вертолета с висения на высоте 20...28 метров произвел осмотр предполагаемого места посадки и продолжил снижение для высадки бортмеханика с целью определения прочности поверхности площадки.
    При зависании над подобранной площадкой, не дождавшись высадки бортмеханика, командир вертолета в течение 12 секунд плавно уменьшил общий шаг несущего винта до 1,9...2,2°, что привело к приземлению вертолета с проваливанием колеса левой основной стойки шасси под лед.
    Проваливание левой стойки привело к развитию левого крена, реагируя на который командир вертолета энергично (менее чем за 1 секунду) увеличил общий шаг несущего винта до 9,4° с одновременным перемещением правой педали вперед почти до упора. Ручка управления циклическим шагом была отклонена вперед и вправо. Несмотря на предпринятые действия, левый крен увеличился до -4°. Тангаж на кабрирование увеличился до 3° на кабрирование.
    Энергичные и несоразмерные управляющие действия командира вертолета привели к уменьшению оборотов несущего винта, а разворот вертолета вправо - к большему зарыванию колеса левой стойки шасси под лед.
    В нарушение требований п.4.14.18 РЛЭ вертолета Ми-8, при увеличении крена более чем на 3° командир вертолета продолжил предпринимать попытки восстановить пространственное положение вертолета. Согласно РЛЭ вертолета Ми-8, в возникшей ситуации командир ВС должен был плавно увеличить общий шаг несущего винта и, парируя тенденцию вертолета к смещению в сторону крена и развороту из-за возможной не координированной «дачи» правой педали, выполнить взлет.
    Продолжая парировать левый крен, КВС отклонил ручку циклического шага до упора вправо и «от себя».
    Ошибки, допущенные экипажем, привели к дальнейшему увеличению крена до 12°. Кренение вертолета влево было вызвано большим, чем требовалось для балансировки вертолета с нулевым креном, отклонением ручки управления, а также чрезмерной дачей правой педали. Как показали специальные исследования (см. приложение), дальнейшее увеличение крена вертолета более 12° было связано с превышением критического угла крена (11,5°) равновесного состояния вертолета, при отклоненном до упора вправо автомате перекоса.
    Увеличение крена до 40°, которое экипаж вертолета уже не мог парировать, привело к касанию лопастей несущего винта о заснеженную поверхность, разбалансировке несущего винта и ударам лопастей по хвостовой балке. После разрушения хвостовой балки вертолет развернулся влево, при этом была подломлена передняя) стойка шасси.
    В результате авиационного происшествия экипаж вертолета и пассажиры не пострадали. Вертолет получил значительные повреждения.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 0
Пассажиры 10 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП ошибка экипажа
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-25605
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1991
Заводской номер ВС 99150517
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Транспортный
Авиакомпания Ямал
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Аэропорт неизвестен
Пункт назначения Аэропорт неизвестен
Начальный пункт маршрута Аэропорт неизвестен
Конечный пункт маршрута Аэропорт неизвестен


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Причиной авиационного происшествия явилось сочетание следующих факторов:
    - недостаточное взаимодействие командира и второго пилота вертолета, что привело к упущению контроля за параметрами висения перед посадкой;
    - ошибочные действия командира вертолета, выразившиеся в преждевременном (до осмотра бортмехаником состояния и прочности поверхности в месте посадки) уменьшении шага несущего винта, что привело к проваливанию левой стойки вертолета под лед;
    - невыполнение экипажем требований пункта 4.14.18 РЛЭ вертолета Ми-8, что в сочетании с энергичными и несоразмерными действиями (отклонение ручки циклического шага полностью вправо - «от себя» и нескоординированная дача правой педали на полный ход), привело к превышению допустимого угла крена и, как следствие, потере поперечной управляемости.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Выводы по результатам математического моделирования махового движения
    лопастей несущего винта и анализу причин авиационного происшествия
    с вертолетом Ми-8Т RA 25605 авиакомпании "АТК Ямал":
   
    1. На основании математического моделирования махового движения лопастей несущего винта, выполненного по параметрам, зарегистрированным БУР в авиационном происшествии с вертолетом Mи-8TRA 25605, установлено:
    - управляющие действия летчика не могли, непосредственным образом, вызвать соударение лопастей несущего винта с хвостовой балкой.
    - в процессе увеличения угла крена вертолета произошло касание концами лопастей несущего винта снежной поверхности площадки, которое в дальнейшем, в результате разбалансировки несущего винта, обусловило соударение лопастей с хвостовой балкой.
    - по характеру изменения параметров движения на отклонения органов управления, вертолет был исправен до момента касания лопастями несущего винта снежной поверхности площадки, действовавшие на элементы конструкции вертолета силы и моменты не превышали эксплуатационных значений.
    2. По результатам анализа материалов авиационного происшествия представляется, что развитие аварийной ситуации происходило в следующей последовательности:
    - возникновение левого крена вертолета, из-за проваливания левого колеса шасси под лед;
    - попытка восстановления вертикального положения вертолета, и допущенное при этом повторное увеличение угла крена вертолета;
    - превышение допустимой величины угла крена, по условию возможности парирования предельным отклонением ручки управления;
    - увеличение угла крена влево до значений более 40°, вызвавшее касание концами лопастей несущего винта снежной поверхности;
    - соударение лопастей несущего винта с хвостовой балкой;
    - разрушение подкосов подредукторной рамы и других элементов конструкции вертолета.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.