Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Авария Ми-8Т а/к Саха авиа в пос Бетенкёс, Якутия
 
  Тип происшествия:  авария
Дата:  06 января 1998 г.
Время:  18:57
Страна:  Россия
Место происшествия:  Саха-Якутия, пос. Бетенкёс
Тип ВС:  Ми-8Т
Регистрация ВС:  RA-22723
Авиакомпания:  Саха авиа
 


Описание
     Экипаж выполнял срочное санитарное задание по маршруту Батагай - Бетенкес - Батагай. Полет выполнялся в горной местности ночью. Разрешение на вылет было дано руководителем авиапредприятия на основании пункта 2.1.9 НПП ГА-85. Информация о вылете, как того требует данный пункт, в ЦПДУ ГА не направлялась.
    На борту, кроме экипажа, находился один медработник.
    Погода по району полета: ветер у земли неустойчивый 3 м/сек, видимость 10 км, температура минус 45 град., дымка, в поселках туман.
    По прилету в пункт назначения экипаж с высоты 100 м выполнил осмотр площадки и приступил к заходу на посадку. Однако, с первой попытки посадку выполнить не удалось. В дальнейшем, экипаж -семь раз пытался произвести посадку с различными курсами на площадку и вне ее, но также безуспешно. Это свидетельствует о том, что фактическая видимость на площадке Бетенкес не позволяла выполнить визуальный заход на посадку.
    Проверяющий в метеоусловиях ниже минимума не принял решения о возвращении на аэродром вылета, а при выполнении заходов постоянно напоминал КВС о пилотировании по приборам, отвлекаясь на поиск наземных ориентиров через блистер.
    Бортмеханик нечетко выполнял свои обязанности, определенные Технологией работы, в части информации о параметрах полета при выполнении заходов на посадку. Задатчик опасной высоты на радиовысотомере не был выставлен согласно требованиям п. 4.6.1 РЛЭ вертолета МИ-8.
    При очередном заходе с МК-360 град. в условиях морозного локального тумана, ухудшенной видимости, на скорости менее 50 км/час, экипаж недостаточно уделял внимания показаниям вариометра, не использовал задатчик опасной высоты радиовысотомера РВ-3, что привело к увеличению вертикальной скорости и выходу вертолета в режим вихревого кольца на малой высоте. Вертолет, не долетев 492 метра до площадки, обозначенной кострами, столкнулся несущим винтом с деревьями, упал в лес, получив при этом серьезные повреждения.
    Экипаж и медицинский работник не пострадали.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 4 0
Пассажиры 1 0
На земле   0
Всего погибших 0


Подробности происшествия

Категория происшествия авария
Фаза полета заход на посадку
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ми-8Т
Регистрационный номер (id) ВС RA-22723
Государство регистрации ВС Россия
Дата выпуска ВС 1983
Заводской номер ВС 98308639
Наработка ВС (часы)
Наработка ВС (циклы)
Силовая установка


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Санитарный
Авиакомпания Саха авиа
Государство регистрации авиакомпании Россия
Пункт вылета Батагай
Пункт назначения Бетенкёс
Начальный пункт маршрута Батагай
Конечный пункт маршрута Бетенкёс


Подробные сведения

Выявленные при расследовании недостатки     В национальной авиакомпании "Саха-Авиа" 25.02.98г. в районе аэропорта Сангары при аналогичных обстоятельствах при выполнении санитарного рейса произошел серьезный инцидент на вертолете МИ-8Т RА-24180. Данные события, происшедшие за довольно короткий срок, свидетельствуют о том, что нарушения, допущенные в первом случае, не были восприняты должным образом командно-летным составом авиапредприятия, а их анализ не был использован для проведения эффективной профилактической работы. В том и другом случае прослеживается факт личной недисциплинированности летного состава, отсутствия чувства ответственности за безопасное завершение полета, что, как правило, проявляется при бесконтрольности со стороны руководящих должностных лиц за летной работой экипажей.
    За период с августа 1996 года по настоящее время в Батагайском авиапредприятии произошло три авиационных происшествия (из пяти по Саха (Якутскому) региональному управлению ФАС России), из них два последних в течении трех месяцев. Все они связаны с нарушениями требований руководящих документов, регламентирующих летную работу, и явились следствием недостатков в организации летной работы.
    Проверка состояния безопасности полетов и организации летной работы, проведенная в авиапредприятии комиссией по расследованию, показала, что во второй авиаэскадрилье не выполняются требования приказа Минтранса от 17.09.92г. N 79 по нормам анализа средств объективного контроля. В сентябре 1997 года процент расшифровок составил 17%, в октябре - 24% от общего количества выполненных полетов. Подготовка летного состава к полетам в осенне-зимний период 1997г.-1998г., в том числе начальника летного комплекса (проверяющего в этом экипаже), проведена с отступлением от требований распоряжения ФАС России от 26.08.97г. N 3.10-24. В Батагайском авиапредприятии приобрели массовый характер полеты по санитарным заданиям с применением пункта 2.1.9 НПП ГА-85 днем и ночью в любых погодных условиях, но организация данных полетов находится на низком уровне и не обеспечивает необходимой степени безопасности.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Причиной авиационного происшествия без человеческих жертв с вертолетом МИ-8Т RА-22723 явилось допущенное экипажем снижение с большой вертикальной скоростью при малой поступательной, приведшее к попаданию вертолета в режим вихревого кольца при выполнении захода на посадку в метеорологических условиях ниже установленного минимума.
    Авиационное происшествие стало возможным, вследствие сочетания следующих факторов:
    - нарушение экипажем установленного минимума погоды;
    - непринятие решения проверяющим о возврате на аэродром вылета из-за несоответствующих метеорологических условий в районе посадки (нарушение требований п.п. 5.4.12 и 5.4.13 НПП ГА-85);
    - невыдерживание режимов и параметров снижения, рекомендованных п.п. 4.7.1 и 4.7.2.1 РЛЭ МИ-8;
    - нарушение экипажем технологии работы при снижении и заходе на посадку, поздняя информация бортмеханика об увеличении вертикальной скорости снижения;
    - несвоевременное исправление проверяющим ошибок КВС, допущенных в технике пилотирования;
    - нарушение требований п. 4.6.1. РЛЭ МИ-8 в части установки задатчика опасной высоты.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.