Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Як-40 Казахского УГА близ аэропорта Семипалатинска
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  28 февраля 1973 г.
Время:  18:59
Страна:  СССР
Место происшествия:  Казахская ССР, близ а/п Семипалатинск
Тип ВС:  Як-40
Регистрация ВС:  CCCP-87602
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Казахское УГА, Семипалатинский ОАО
Рейс:  Х-167
 


Описание
    Экипаж 256 летного отряда произвел взлет в 18:58 местного времени (спустя 1 минуту после наступления темноты) при следующей фактической погоде: облачность 10 баллов, средняя, снег, дымка, видимость 5 км, ветер 290° 5 м/с. После взлета и набора высоты до 100 м самолет перешел в снижение, столкнулся с землей на удалении 3 057 м от точки старта (1 457 м от конца ВПП) и левее 53 м продолжения оси ВПП и разрушился. Все пассажиры (27 взрослых и 2 ребенка) и экипаж погибли. Среди пассажиров находилась баскетбольная команда девушек Кзыл-Ординской области (11 игроков, тренер и судья). Столкновение с землей на заснеженном поле произошло плашмя, без крена, с небольшим углом тангажа, с большими поступательной и вертикальной скоростями, в 18:59. Шасси и закрылки были в убранном положении. После первого удара самолет отделился. Второе столкновение с землей произошло в 50 м от первого. Разброс обломков составил 220х53 м. По показаниям диспетчера СДП на высоте 70-80 м появилась вспышка пламени значительных размеров, после чего самолет упал. Свидетели на земле утверждали, что от самолета вниз падали какие-то огоньки. Докладов от экипажа не было. После столкновения с землей самолет взорвался. Признаков отказов материальной части в полете, однозначно могущих привести к ЛП, не установлено. Стабилизатор при столкновении с землей был отклонен на +1-+1,2° (на пикирование). В стекле фонаря левого пилота обнаружено отверстие. Рассматривалась версия поражения самолета огнем с земли, но, по заключению экспертизы отверстие не было огнестрельным и не образовано пулей или артиллерийским снарядом. Следов взрывчатых веществ ни на стекле, ни в кабине пилотов, ни на одежде пилотов не обнаружено. Отверстие образовано ударом круглого предмета при разрушении самолета после удара об землю. По заключению технической группы пожара и взрыва на борту в полете не было.


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 3 3
Пассажиры 29 29
На земле   0
Всего погибших 32


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета набор высоты
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Як-40
Регистрационный номер (id) ВС CCCP-87602
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 29.04.1971
Заводской номер ВС 9120118
Наработка ВС (часы) 1798
Наработка ВС (циклы) 1814
Силовая установка Н 5112091 Н 5021041 Н 5041078


Сведения о рейсе

Номер рейса Х-167
Категория рейса Регулярный пассажирский
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Казахское УГА, Семипалатинский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Семипалатинск
Пункт назначения Караганда
Начальный пункт маршрута Семипалатинск
Конечный пункт маршрута Караганда


Подробные сведения

Выводы комиссии, расследовавшей АП     Истинную причину ЛП определить не представляется возможным из-за отсутствия объективных данных о режимах и траектории полета самолета от взлета до падения.
    Предположительными причинами могли быть:
    1) Самопроизвольное отклонение стабилизатора на пикирование на наиболее сложном участке набора высоты, связанном с дефицитом времени у экипажа (уборка шасси и закрылков, фар и т.п.), что могло привести к несвоевременному распознанию летчиком появившегося дефекта и, как следствие, запоздалому вмешательству в управление для парирования возникающих моментов.
    2) Нарушение психофизических функций летчиков, повлекшее за собой существенные отклонения от нормального процесса пилотирования.


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2016, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.