Авиационные происшествия, инциденты и авиакатастрофы
в СССР и России
факты, история, статистика
 



Катастрофа Ан-2 Приволжского УГА в а/п Краснодар-Энем
 
  Тип происшествия:  катастрофа
Дата:  05 мая 1989 г.
Время:  11:25
Страна:  СССР
Место происшествия:  Краснодарский край, близ а/п Краснодар (Энем)
Тип ВС:  Ан-2ТП
Регистрация ВС:  СССР-09679
Авиакомпания:  Аэрофлот (СССР)
Подразделение:  Приволжское УГА, Уфимский ОАО
 


Описание
    Экипаж 3 летного отряда Уфимского ОАО прибыл в аэропорт Краснодар (Энем) из Стерлитамака 4 мая. На 5 мая планировался заказной полет по маршруту Краснодар - Волгоград - Уральск - Стерлитамак по доставке пакетов пчелосмесей. Представители заказчика (колхоз «Стерля» Стерлитамакского района Башкирской АССР), прибывшие в а/п Энем ранее, организовали вывозку груза, приобретенного в обществе пчеловодов-любителей г. Белореченска, и доставили к самолету 150 ящиков пчелопакетов. В нарушение инструкции МГА №66/И-86 г., силами заказчика не было организовано взвешивание груза. Начальнику аэропорта не был представлен список пассажиров и справка о массе багажа и груза и его свойствах для составления сопроводительной ведомости.
    5 мая, прибыв к самолету, КВС дал команду на его загрузку, не имея сопроводительной ведомости. Масса груза определялась со слов одного из представителей заказчика, который заявил, что в колхозе выборочно взвесили 10 ящиков и их вес составил 50 кг. На вид все ящики были одинаковые. Исходя из этого, КВС посчитал, что один ящик весит 5 кг, и рассчитал взлетный вес равным 5 250 кг и центровку 30,2% САХ, что не выходило за установленные пределы. В процессе загрузки выяснилось, что часть пакетов (12 штук) не входит в грузовой отсек по объему. Исходя из мнения, что вес 12 ящиков по 5 кг составляет 60 кг, задняя центровка увеличится на 2,5% САХ и составит 33% САХ, не выходя за пределы допустимой, КВС дал указание разместить эти ящики за 15-м шпангоутом, что запрещено РЛЭ Ан-2. Фактически средний вес одного пакета составлял 9,5 кг. При загрузке предельно допустимая масса была превышена на 831 кг и составила 6081 кг, а центровка оказалась равной 40,8% САХ, что значительно превышало предельно заднюю. В нарушение инструкции МГА №66/И-86 г. двум служебным пассажирам заказчика командиром ВС не были предоставлены места, оборудованные привязными ремнями.
    Взлет производился в 11:25 с МК=35°. После отрыва, из-за центровки, значительно превышающей предельно заднюю, самолет на высоте около 1,5 м начал терять скорость и перешел на кабрирование, которое не удалось предотвратить полной отдачей штурвала от себя. КВС для прекращения взлета уменьшил режим работы двигателя. Самолет коснулся грунта за пределами ВПП и КПБ, в 110 м от торца ВПП. В этот момент экипаж увидел по курсу перед собой бруствер канала и колючую изгородь аэропорта (в 340 м от торца ВПП). С целью избежать лобового удара КВС увеличил режим работы двигателя до взлетного. Пробежав по грунту 11 м, самолет вновь отделился и, резко кабрируя, потерял скорость. Перелетев бруствер канала высотой 1,2 м и канал шириной 6 м, не реагируя на отклонения штурвала, самолет свалился с высоты около 5 м и столкнулся с землей на незасеянном рисовом чеке в 40 м от берега канала (420 м от торца ВПП). Удар произошел с небольшим левым креном и отрицательным углом тангажа. При ударе фюзеляж самолета деформировался с 1 по 16 шпангоут. КВС получил ушибы, второй пилот и оба пассажира - телесные повреждения. Один из пассажиров (пчеловод колхоза «Стерля») впоследствии скончался в больнице. Пассажиры и частично члены экипажа получили дополнительные телесные повреждения от укусов пчел (46 ящиков разбиты и 20 повреждены).
   


Сведения о пострадавших

  На борту Погибло
Экипаж 2 0
Пассажиры 2 1
На земле   0
Всего погибших 1


Подробности происшествия

Категория происшествия катастрофа
Фаза полета взлет
Установленные причины АП
Организация, расследовавшая АП
Отчет о расследовании


Сведения о воздушном судне

Тип ВС Ан-2ТП
Регистрационный номер (id) ВС СССР-09679
Государство регистрации ВС СССР
Дата выпуска ВС 24.10.1966
Заводской номер ВС 1G76-13
Наработка ВС (часы) 16770
Наработка ВС (циклы) 18909
Силовая установка К 16436200


Сведения о рейсе

Номер рейса
Категория рейса Грузовой
Авиакомпания Аэрофлот (СССР)
Подразделение Приволжское УГА, Уфимский ОАО
Государство регистрации авиакомпании СССР
Пункт вылета Краснодар (Энем)
Пункт назначения Волгоград (Гумрак)
Начальный пункт маршрута Краснодар (Энем)
Конечный пункт маршрута Стерлитамак


Подробные сведения

Описание выявленных причин АП     Выводы: на развитие катастрофической ситуации оказали влияние действия КВС и второго пилота, выразившиеся в разрешении загрузки самолета, не имея точных данных о массе груза, а также размещение сопровождающих груз на местах, не оборудованных привязными ремнями. Со стороны заказчика были нарушены требования инструкции МГА №66/И-86 г. в части взвешивания груза и оформления необходимой документации.
Выводы комиссии, расследовавшей АП     Заключение: причинами катастрофы являются нарушения:
    - со стороны экипажа: нарушение РЛЭ Ан-2, раздел «Загрузка и центровка»;
    - со стороны заказчика: нарушение требований инструкции МГА №66/И-86 г. в части взвешивания груза и оформления необходимой документации.
    Данные нарушения привели к созданию центровки, превышающей предельно заднюю на 7,8% САХ, а полетной массы на 831 кг.
   


Дополнение

Сведения об экипаже Не приводятся. Фамилии участников событий в тексте изменены.
Примечание airdisaster.ru     
Источники информации






Происшествия в военной авиации Карта сайта | Обратная связь

   ©2006-2024, Дмитрий Ерцов, Александр Фетисов. Дизайн логотипа - Кристина Бруслова.
Перепечатка информации в средствах СМИ и на других интернет-ресурсах допускается только с письменного разрешения администрации.